Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2008 по делу n А51-6703/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2,4.

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток                                                  Дело № А51-6703/2008 34-139

«12» декабря 2008 г.                                                             05АП-1853/2008

                                                                                          

Резолютивная часть постановления оглашена 03.12.2008. Полный текст постановления изготовлен 12.12.2008.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего: судьи Т.А. Солохиной,

Судей  Г.А. Симоновой,  З.Д. Бац

при ведении протокола судебного заседания секретарем О.А. Агапитовой

при участии в заседании

от Уссурийской таможни начальник правового отдела Подлужная С.А. по доверенности от 10.01.2008 № 29, действительна до 31.12.2008, удостоверение № 109129, действительно до 01.10.2009,главный государственный таможенный инспектор правового отдела Прохорова Ю.П. по доверенности от 14.08.2008 № 1463 сроком на 1 год

от ООО «Легион» Карасев И.А. по доверенности б/н от 08.04.2008 сроком на три года

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни на решение Арбитражного суда Приморского края от 25 августа 2008 г. по делу № А51-6703/2008 34-139, принятое судьей Т.А. Аппаковой

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Легион»

к Уссурийской таможне

о признании незаконными действий

 

установил:

        

Общество с ограниченной ответственностью «Легион» (далее по тексту – Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий начальника Уссурийского таможенного поста Уссурийской таможни, выразившихся в выставлении требований о предъявлении товаров, ввозимых в адрес общества, на Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни.

В предварительном судебном заседании 28.07.08 заявитель уточнил, что оспаривает действия таможни, выразившиеся в выставлении требований от 26.03.08, от 09.06.08, от 11.06.08, от 14.06.08.

В обоснование заявленных требовании общество указало на то, что таможенный пост Двусторонний автомобильный пункт пропуска «Полтавка», также как и Уссурийский таможенный пост является структурным подразделением Уссурийской таможни и выполняет все таможенные операции по таможенному оформлению товара. Кроме того, в Полтавке находится склад временного хранения ООО «Полтавский терминал», с которым у декларанта заключены договоры на обслуживание и хранение товара. Возлагая на заявителя обязанность по доставке товара на Уссурийский таможенный пост, таможенный орган нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, поскольку это существенно увеличивает его транспортные расходы, а также требует дополнительных финансовых затрат на таможенное сопровождение товара.

Решением суда от 25.08.2008 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован несоответствием оспариваемых действий начальника Уссурийского таможенного поста Уссурийской таможни Таможенному кодексу РФ.

Обжалуя решение суда, Уссурийская таможня просит его отменить, как незаконное и необоснованное. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что основанием для выставления спорных требований явились нормы таможенного законодательства, предусматривающие право таможенного органа в целях проведения проверки товаров, для установления соответствия сведений наименованию, происхождению и количеству товаров, требовать от участников внешнеэкономической деятельности предъявления товаров по месту оформления грузовой таможенной декларации. Считает несостоятельным вывод суда о том, что направленные в адрес ООО «Легион» требования основаны на протоколе оперативного совещания. Только в одном требовании имеется ссылка на данный протокол оперативного совещания (по которому требование о предъявлении товаров в месте оформления ГТД не было выполнено), в остальных случаях требования таможенного органа обоснованы необходимостью проведения проверки товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенных декларациях, наименованиям, происхождению и количеству товаров. На этапе декларирования товары предъявляются с целью их проверки таможенному органу, производящему таможенное оформление и таможенный контроль, а именно таможенному органу, производящему таможенное оформление в данном случае таможенному посту «Уссурийский». В связи с чем, судом неверно истолковано положение подпункта 2 пункта 2 статьи 127 ТК РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество решение суда первой инстнации считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании 26.11.2008 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 03.12.2008. После перерыва заседание было продолжено с участием тех  же представителей сторон, в том же составе суда.

         Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность  применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене. 

Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Легион» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.05 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю, о чем выдано свидетельство серии 25 № 00507241 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052502183799.

Общество является субъектом внешнеэкономической деятельности, систематически осуществляет ввоз товара автомобильным транспортом из КНР на территорию РФ через ДАПП «Полтавка», размещая его на СВХ ООО

«Полтавский терминал».

При этом в рассматриваемом случае подача ГТД производилась обществом в соответствии с пунктом 1 Приказа ФТС РФ № 1307 от 23.10.07 «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации» в Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни.

26.03.08 начальником Уссурийского таможенного поста Уссурийской таможни в адрес ООО «Легион» направлено требование № 06-15/151, согласно которому обществу надлежало предъявить товары по месту их декларирования: Уссурийский таможенный пост.

Как видно из текста требования, основанием для его предъявления послужило решение начальника Уссурийской таможни, принятое 24.03.08 на состоявшемся оперативном совещании при начальнике Уссурийской таможни и отраженное в протоколе № 10-04/15.  

Согласно данному решению при размещении товаров на СВХ, расположенных в непосредственной близости от пунктов пропуска, и подаче грузовой таможенной декларации на внутренних таможенных постах, с 24.03.08 начальникам таможенных постов предписано требовать предъявления этих товаров по месту оформления ГТД.

09.06.08, 11.06.08, 14.06.08 ответчиком в адрес общества направлены аналогичные требования №№ 06-15/326, 06-15/333, 06-15/338.

Считая, что действия таможни по выставлению требований о предъявлении товара по месту его декларирования не соответствуют закону и

нарушают права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, ООО «Легион» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовом) акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Удовлетворяя заявленные требования,  суд первой инстанции исходил из того, что  таможенным законодательством не исключена возможность предъявления  для досмотра (осмотра) декларируемых товаров в месте, отличном от места их декларирования.  Поскольку ответчиком не доказано снижение эффективности таможенного контроля в случае осуществления его ДАПП «Полтавка», суд посчитал, что требования начальника Уссурийского таможенного поста о предъявлении товаров по месту их декларирования не соответствуют таможенному законодательству.

Данные выводы суда первой инстанции следует признать ошибочными исходя из следующего.

Согласно пункту 7 статьи 11 Таможенного кодекса РФ под перемещением через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территорий товаров и (или) транспортных средств любым способом.

Статьей 77 ТК РФ установлено, что после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (статья 78 ТК РФ), помещены на склад временного хранения (далее - СВХ) (глава 12 ТК РФ), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (глава 10 ТК РФ).

Согласно положениям статьи 14 ТК РФ все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление товаров начинается: при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

В силу пункта 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.. Декларирование товаров начинается с момента подачи таможенной декларации и завершается проверкой соответствия заявленных в ней сведений о товаре путем принятия таможенным органом решения о его выпуске.

Пунктом 1 ст. 359 ТК РФ установлено, что при таможенном оформлении товаров таможенными органами осуществляется проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, количеству и стоимости товаров.

Следовательно, до принятия решения о  выпуске товаров таможенный орган вправе провести  мероприятия таможенного  контроля в формах таможенного осмотра и досмотра товаров и транспортных средств (ст. 372 ТК РФ), из чего следует вывод, что таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств являются одним из этапов декларирования  и таможенного оформления товаров.  

В соответствии со ст. 62 ТК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.

По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со статьями 406 и 407 ТК РФ.

Согласно пункту 2 ст. 362 НК РФ для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций (статья 406)  могут быть созданы  временные зоны таможенного контроля, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля, исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций.  Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.

Из приведенных выше норм следует, что  для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций существует особый порядок, носящий разрешительный характер. 

При этом необходимо соблюдение следующих условий: наличие мотивированного запроса заинтересованного лица, наличие письменного разрешения начальника таможенного органа или уполномоченного им лица, недопустимость снижения эффективности таможенного контроля при совершении таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств,  решение о создании временной зоны таможенного контроля.

Следует отметить, что оценка эффективности проведения  таможенных операций, связанных с  наличием в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений технических средств,  присутствия должностных лиц является прерогативой таможенного органа  постольку, поскольку из положений Таможенного кодекса РФ не следует иное.

На указанном основании коллегия апелляционной инстанции отклоняет  довод Заявителя о недоказанности таможенным органом снижения эффективности таможенного контроля при совершении таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств.

Заявитель подал таможенную декларацию на Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни в силу положений Приказа ФТС от 23.10.07 №1307.

Статьей 408 ТК РФ определены правомочия таможенных органов, а пунктом 1 этой статьи, в том числе к их правомочиям отнесено принятие мер, предусмотренных ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, в том числе право потребовать предъявления товаров и транспортных средств к таможенному осмотру (досмотру).

К основным обязанностям декларанта частью 2 статьи 127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций отнесено:

1) подача таможенной декларации и представления в таможенный орган необходимых документов и сведений (ст. 131);

2) предъявление

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2008 по делу n А51—7474/200841-217. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также