Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008 по делу n А24-6647/2007. Изменить решение#G0 Пятый арбитражный апелляционный суд 690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2 тел./факс (4232) 215-063, 215-098
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А24-6647/2007 21 ноября 2008 г. № 05АП-1899/2008 Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 19 ноября 2008 г., постановление в полном объеме на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовлено 21 ноября 2008 г. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи: Н.А. Скрипки судей: И.Л. Яковенко, С.В. Шевченко при ведении протокола судебного заседания судьей Н.А. Скрипкой при участии в судебном заседании представителей: Стороны в судебное заседание не явились, извещены. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю на решение от 19 августа 2008 г. по делу №А24-6647/2007 Арбитражного суда Камчатской области судьи Ведерниковой В.А. по иску Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи» к Министерству финансов Камчатского края, Министерству финансов РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», о взыскании 57 427 рублей 76 копеек
Установил: Открытое акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи» (далее – ОАО «Дальсвязь») обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском о взыскании с Камчатского края за счет казны Камчатского края в лице Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области 67 764 рублей 76 копеек убытков, ссылаясь на статьи 8, 15, 16, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 30 ФЗ «О связи», статьи 1-7, 10, 22 ФЗ «О ветеранах» и невозмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг за пользование радио в размере 50% с сентября по декабрь 2004 года гражданам, имеющих звания «Ветеран Великой Отечественной Войны», «Ветеран труда», вдовы ветеранов Великой Отечественной Войны и проживающих в г. Елизово и Елизовском районе. Определением суда от 07 марта 2008 года в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика с Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области на Министерство финансов Камчатского края и привлечено Министерство финансов Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика. Определением суда от 19 мая 2008 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация. В судебном заседании 14.08.2008 удовлетворено в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство третьего лица о своем переименовании на Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в соответствии с представленными организационно-правовыми документами и свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В судебном заседании 14.08.2008 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство истца об уменьшении исковых требований до 57 427 рублей 76 копеек, в связи с исключением из расчета убытков суммы НДС в размере 18%. Решением суда от 19.08.2008 приняты уменьшения исковых требований до 57 427 рублей 76 копеек. С Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счет средств казны РФ взыскано в пользу ОАО «Дальсвязь» (Камчатский филиал) 59 650 рублей 59 копеек, из них 57 427 рублей 76 копеек убытков, 2 222 рубля 83 копейки расходорв по госпошлине. Субъект РФ Камчатский край в лице Министерства Финансов Камчатского края от ответственности освобожден. Обжалуя решение суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю просит его отменить, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно отклонено заявление о пропуске срока исковой давности, поскольку Министерство финансов РФ привлечено в качестве ответчика к участию в деле 19 мая 2008 года, то есть после истечения срока исковой давности. По мнению заявителя апелляционной жалобы, истец документально не доказал факт предоставления льготы по каждому лицу и понесенные в результате убытки.
Открытое акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи» в отзыве просит признать доводы заявителя апелляционной жалобы необоснованными, оставить решение суда без изменения. Открытое акционерное общество «Дальневосточная компания электросвязи», Министерство финансов Камчатского края, Министерство финансов РФ, Краевое государственное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей по имеющимся материалам дела. Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к выводу, что решение подлежит изменению в силу следующих обстоятельств:
Как следует из материалов дела, что ОАО «Дальсвязь» в период с сентября по декабрь 2004 года включительно, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» предоставляло льготу в виде 50-ти процентной скидки по оплате услуг за пользование радио отдельными категориями граждан - льготниками (ветеранам ВОВ, вдовам ветеранов ВОВ, ветеранам труда) г. Елизово и Елизовского района Камчатского края, в результате чего понесло расходы, которые до настоящего времени не компенсированы в полном объеме. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Открытого акционерного общества «Дальневосточная компания электросвязи» с настоящим иском. Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Подпункт 9 пункта 1 статьи 14 Закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей в момент оказания услуг, предусматривал, что инвалидам войны предоставляются льготы по оплате в размере 50 процентов абонентной платы за радио. Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение. Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что установка телефона и абонентская плата за пользование им производится за счет средств федерального бюджета, оплата за пользование радио - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов. В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам. Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, установлено Министерство финансов РФ. В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При рассмотрении настоящего дела суд установил, что денежные средства субъекту Российской Федерации для осуществления обязанности по возмещению организациям убытков в рамках реализации установленных Законом льгот не утверждались. Судом установлено, что в 2004году субъект Российской Федерации Камчатская область субсидий и субвенций из Федерального бюджета на реализацию ФЗ «О ветеранах» не получал, что подтверждается приложением № 1 к Закону Камчатской области № 355 «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2004 год». В силу вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ответственность за причиненные истцу убытки в соответствии со статьями 16, 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов. Сумма невозмещенных истцу расходов подтверждается помесячными счетами-фактурами с указанием категории льготников и их количества и сумм расходов (с НДС), понесенных в связи с предоставлением услуг за пользование радио льготной категорией граждан. Счета-фактуры оформлены на основании помесячных списков льготников в спорный период с указанием фамилии, имени отчества, номера и серии удостоверения о праве на льготу, адреса и сумм понесенных расходов, заверенные Государственным учреждением «Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий», а также на основании двусторонних актов сверки между Елизовским филиалом ГУ «Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий» и Елизовским межрайонным узлом электрической связи Камчатского филиала ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» по оплате радиоточек в соответствии с ФЗ «О ветеранах» за каждый месяц спорного периода. Размер понесенных расходов истца подтверждается также актом сверки расчетов между третьим лицом и ОАО «Дальсвязь»(Камчатский филиал) по состоянию на 31.12.07г., согласно которого расходы за предоставленные услуги по пользованию радио в соответствии с ФЗ «О ветеранах» в г.Елизово и Елизовском районе в период с 01.09.04г. по 31.12.04г. составили 67.764,76руб.(с НДС). На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции признал несостоятельными доводы заявителя апелляционной жалобы в части недоказанности истцом фактически понесенных расходов в размере 57 427 рублей 76 копеек в спорный период. Вместе Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008 по делу n А24-1506/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|