Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу n А59-22/08-С15 . Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

690007, г. Владивосток, ул.1-я Морская, 2,4

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражного суда апелляционной инстанции

 

 

г. Владивосток

15 октября 2008 года                                                            Дело№А59-22/08-С15 

                                                                                                        05АП-1186/2008                                                                                              

 

Резолютивная часть постановления оглашена 08.10.2008. Полный текст изготовлен 15.10.2008.

 

Пятый арбитражный  апелляционный суд в составе

председательствующего: Н.В. Алферовой,

судей Т.А. Солохиной, З.Д. Бац

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В. Алферовой

при участии: стороны не явились, извещены надлежаще.

 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Росинка»

на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 04 июля 2008

по делу №А59-22/2008А59-22/2008-С15, принятое судьей Белоусовой А.И.

 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Росинка»

к Администрации Невельского муниципального района, Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Невельского района

третье лицо: Межведомственная комиссия по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания на территории муниципального образования «Невельский муниципальный район»

о признании незаконными действий, распоряжения

установил:

         Общество с ограниченной ответственностью «Росинка» обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Невельского муниципального района о признании незаконными действий по сносу магазина (строенных жилых помещений в жилом доме), площадью 108,8 кв.м., располагавшегося по адресу: г. Невельск, ул.Ленина, д. 56 и распоряжения мэра Невельского муниципального района от 17.08.2007 № 103 «Об отселении граждан из домов, признанных непригодными для проживания».

Определением суда от 25.04.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Невльского района (далее – КЧС Невлеьского района), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – межведомственная комиссия по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания на территории муниципального образования «Невельский муниципальный район (далее – Межведомственная комиссия).

В порядке п.1 ст. 49 АПК РФ Общество изменило предмет заявленных требований, просило признать действия администрации и КЧС Невельского района, приведшие к сносу магазина (встроенных нежилых помещений в жилом доме) площадью 108,8 кв.м., располагавшегося по адресу: г. Невельск, ул. Ленина, д. 56, незаконными, постановление мэра Невельского муниципального района «Об утверждении заключений межведомственной комиссии о признании  жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, аварийными и подлежащими сносу на территории муниципального образования «Невельсктий муниципальный район» от 30.08.2007 № 571 в части утверждения заключения о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Невельск, ул. Ленина, д. 56, аварийным и подлежащим сносу и вывода данного дома из эксплуатации, недействительным.

В судебном заседании суда первой инстанции заявитель вновь уточнил заявленные требования, просил действия администрации, выразившиеся в принятии решения о сносе, объявлении конкурса на выполнение работ по демонтажу, заключении договора подряда на снос здания, а также КЧС Нечельского района, выразившиеся в осуществлении координации действий администрации по демонтажу здания, даче указаний администрации организовать снос дома, то есть действий вышеуказанных органов приведших к сносу магазина (встроенных нежилых помещений в жилом доме), площадью 108,8 кв.м., располагавшегося по адресу: г. Невельск, ул. Ленина, д. 56, признать незаконными. Поддержал требование о признании недействительным постановления мэра Невельского муниципального района от 30.08.2007 № 571. В остальной части требований заявил отказ.

Решением суда от 04.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что принятые администрацией Невельского муниципального района меры  в части утверждения заключения межведомственной комиссии согласуются с требованиями статьи 7 пп. «б», «в» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.94 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не нарушают права заявителя как собственника встроенных нежилых помещений. В части отказа Общества от требований к администрации Невельского муниципального района, производство по делу прекращено.

Общество, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. Заявитель жалобы, со ссылкой на Приказ Госстроя России от 02.08.002 № 167 указывает, что решение межведомственной комиссии о сносе дома может быть принято только на основании акта обследования, произведенного специалистами федеральной системы технической инвентаризации. Ссылается на положения ч.3 ст.35 Конституции РФ, п.1,2 ст.235 ГК РФ, указывая, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных данной статьей. Перечень оснований для прекращения права собственности является исчерпывающим. На основании статей 279-282,284-286 ГК РФ, указывает на необходимость выкупа государством или продажи имущества с публичных торгов. Заявитель полагает, что любые меры, направленные на прекращение права собственности подлежат регулированию нормами гражданского права. Нормы Конституции РФ, Гражданского и Жилищного кодексов РФ предусматривают необходимость изъятия помещений для муниципальных нужд в случае принятия решения о сносе дома, а, следовательно, и выплату равноценной и предварительной компенсации.

В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Невельского муниципального района решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.

Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились. От ответчика поступил письменный отзыв на жалобу.

В соответствии с частью 3 статьи  156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся доказательствам.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей  266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса  РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в силу следующих обстоятельств.

Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ООО «Росинка» зарегистрированы на праве собственности встроенные помещения в жилом доме – магазин, площадью 108,8 кв.м, расположенный на 1 этаже по адресу: г. Невлеьск, ул. Ленина, д.56, являющийся нежилым помещением, кадастровый номер 0000:64:420:001:003648790:0001:20000, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 65 АБ № 001696.

02.08.2007 Муниципальное образование «Невельский муниципальный район» было объявлено зоной чрезвычайной ситуации вследствие произошедшего землетрясения, в результате чего многие здания, в том числе жилой дом, в котором находится помещение заявителя, претерпели значительные разрушения и повреждения.

Постановлением Мэра Невельского муниципального района № 571 от 30.08.07г. утверждено заключение межведомственной комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, аварийными и подлежащими сносу на территории МО «Невельский муниципальный район». Указанным постановлением из эксплуатации выведены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу согласно сводному реестру жилых домов, в том числе жилой дом 56 по ул. Ленина, в котором располагались нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю.

Общество, посчитав действия ответчика по сносу магазина во исполнение постановления мэра от 30.08.2007 № 571, не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы ООО «Росинка» в сфере предпринимательской деятельности обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.

В обоснование своих доводов Общество ссылается на положения Конституции РФ, нормы статьи 235, 239 Гражданского кодекса РФ, предусматривающих основания прекращения права собственности.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 235 Гражданского кодекса право собственности прекращается, в том числе в случае, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Судом установлено, что действия администрации и КЧС Невельского района приведшие к сносу магазина, во исполнение оспариваемого в части постановления от 30.08.2007 № 571 обусловлено введением в городе режима чрезвычайной ситуации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций  - это аварийно-спасательные и другие неотложнее работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасание жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

  Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Установлено, что сложившаяся в Невельском районе обстановка по своему характеру являлась чрезвычайной ситуацией.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления различных уровней, в полномочия которых входит решение вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

В статье 11 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В числе прочих, указаны полномочия по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (п. «д»).

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, к спорным правоотношениям помимо указанного Федерального закона, подлежит применению постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «Об утверждении Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное  в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Согласно п. 32 Положения, руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайных ситуаций, порядок, особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством российской Федерации.

Постановлением Губернатора Сахалинской области от 05.06.1997 № 247  утверждено положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям Сахалинской области.

В соответствии с разделами 1,2 названного Положения, комиссия по чрезвычайным ситуациям области является координирующим органом территориальной подсистемы РСЧС и предназначена для организации и выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от них и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации по этим вопросам подсистем и звеньев районов, ведомств, организаций, предприятий на территории области.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).

Согласно пункту 38 названного Положения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

В силу пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу n А51-1186/2008. Изменить решение  »
Читайте также