Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2008 по делу n А19-3603/08-51. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, Чита, ул. Ленина 100 «б» www.4aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Чита Дело №А19-3603/08-51 04АП-1819/2008 “11” августа 2008 г. Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2008 года Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2008 года Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Т.О. Лешуковой, Э.П. Доржиева при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО Торговая Компания «Залари», на решение арбитражного суда Иркутской области от 21 апреля 2008 года по делу №А19-3603/08-51, принятое судьей Тютриной Н.Н., при участии: от заявителя: не было; от заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Иркутской области: не было; и установил: Заявитель, Открытое акционерное общество «Торговая компания «Залари», обратился с требованием, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным п. 1, 3, пп. 5.1, 5.2, 5.3, п. 7 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 20.02.2008г. №01-51/1. Решением суда первой инстанции 21 апреля 2008 г. требования налогоплательщика удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Иркутской области от 20.02.2008г. № 01-51/1 в части предложения уплатить налог на доходы физических лиц в размере 7 100 руб. 00 коп., начисления и предложения уплатить пени в размере 2 307 руб. 49 коп. и штраф в размере 300 693 руб. 60 коп. как несоответствующее ст. ст. 23, 109, 111, 217 Налогового Кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований суд первой инстанции отказал. Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего. Как следует из представленных документов, 26.10.2004г. ОАО «ТК «Залари» обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе с 01.01.2005г. на упрощенную систему налогообложения, выбрав в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. 12.11.2004г. Инспекцией выдано уведомление № 114 о возможности применения Обществом упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, согласно уведомлению налогового органа от 12.11.2004г. Обществу предоставлено право применять с 01 января 2005г. упрощенную систему налогообложения, в связи с чем ОАО «ТК «Залари» не производило в спорный период уплату налога на прибыль, налога на имущество и единого социального налога, налога на добавленную стоимость, а также не подавало налоговые декларации, расчеты по указанным налогам и бухгалтерскую отчетность. В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом в силу п. 2, п. 5 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей в рассматриваемый период) применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом. В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, однако ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (упрощенная система налогообложения), ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 Кодекса). Подпунктом 14 пункта 3 статья 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения, в том числе, организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Статья 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года. Из оспариваемого решения и устава Общества следует, что учредителем ОАО «ТК «Залари» с долей участия в уставном капитале в размере 100 % является ОАО «Заларинскагропромснаб» (Заларинская межрайонная база по материально-техническому снабжению). Таким образом, ОАО «ТК «Залари» в нарушение требований пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации ошибочно перешло на применение упрощенной системы налогообложения, указав в заявлении, представленном Обществом в налоговый орган, на соблюдение организацией всех условий перехода. Поскольку у заявителя отсутствовало право на применение упрощенной системы налогообложения, ОАО «ТК «Залари» обязано было уплачивать налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, а так же представлять декларации, расчеты по указанным налогам и бухгалтерскую отчетность. Учитывая вышеизложенное, а так же системное толкование положений статей 23, 346.11-346.13. Налогового кодекса Российской Федерации, суд полагает, что заявителю правомерно предложено уплатить недоимку в размере 404 490 руб. 00 коп. (411 590 – 7 100 НДФЛ), в том числе: по НДС – 72 201 руб. (2005г.), 129 891 руб. (2006г.), налог на имущество – 33 063 руб. (2005г.), 32 162 руб. (2006г.), ЕСН – 9 795 руб. (2005г.), 14 445 руб. (2006г.), налог на прибыль – 28 709 руб. (2005г.), 84 224 руб. (2006г.). В связи с чем, заявителю правомерно начислены пени в размере 95 475 руб. 46 коп. (97 931,47-2 456,01-НДФЛ), в том числе: по НДС в размере 49 147 руб. 12 коп. за период с 21.04.2005г. по 20.02.2008г., налогу на имущество в размере 16 413 руб. 87 коп. за период с 04.05.2005г. по 20.02.2008г., по ЕСН в размере 6 113 руб. 58 коп. за период с 16.02.2005г. по 20.02.2008г., по налогу на прибыль в размере 23 800 руб. 89 коп. за период с 29.07.2005г. по 20.02.2008г. Арифметический расчет пени судом проверен и признан правильным. Вместе с тем, оснований для привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, налога на добавленную стоимость за 2005г. -2006г., по п. 1 ст. 126 Кодекса за непредставление в установленный срок бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 1 квартал 2005г., полугодие 2005г., 9 месяцев 2005г., 2005г., за 1 квартал 2006г., полугодие 2006г., 9 месяцев 2006г., 2006г., по п. 2 ст. 119 Кодекса за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций в налоговый орган по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2005г. - 2006г., 2005г., 2006г. в виде наложения штрафа в размере 299 673 руб. 80 коп. (300 693,30 – 1019,80 НДФЛ) не имеется исходя из следующего. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса (п.1, 2 ст. 114 Кодекса). Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность (ст. 106 Налогового кодекса). Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения (ст. 109 Налогового Кодекса). Согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом). При этом в силу пп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанностью налоговых органов является бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения. Согласно п. 2 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, т.е. в случае, когда налогоплательщик выполняет письменные разъяснения налогового органа, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 04.07.2002 N 202-О и от 18.06.2004 N 201-О, отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения статья 109 Кодекса относит к обстоятельствам, исключающим привлечение его к ответственности. Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения. Суд в связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения этих обязательств, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась. Представленные документы свидетельствуют о том, что единственным учредителем ОАО «ТК «Залари» на момент его создания являлось открытое акционерное общество. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области как лицо, осуществляющее государственную регистрацию юридических лиц, обладало указанной информацией с момента создания ОАО «ТК «Залари». В связи с чем, суд расценивает действия Инспекции по выдаче уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, открытию лицевого счета налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, принятию и проверке налоговых деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, отражению в лицевом счете начислений и уплаты налога по указанным декларациям как разъяснения уполномоченного государственного органа по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, наличие которых исключает вину лица в совершении налогового правонарушения. Таким образом, у налогового органа имелась информация о наличии у заявителя доли непосредственного участия других организаций в размере более 25 процентов. Заявитель применял упрощенную систему налогообложения на основании уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Иркутской области, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса исключает вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и в соответствии с пунктом 2 статьи 109 Кодекса не допускает привлечение его к налоговой ответственности. Налогоплательщик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части обязывающей ОАО ТК "Залари" уплатить недоимки по налогам в размере 404 490 рублей 00к., в том числе: НДС за 2005г. в размере 72 201 р., за 2006г. в размере 129 891 р., налог на имущество за 2005г. в размере 33 063 р., за 2006г в размере 32 162 р., ЕСН за 2005г. в размере 9 795 р., Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2008 по делу n А58-7292/2007. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Иск удовлетворить полностью »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|