Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу n А10-6386/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                         Дело № А10-6386/2014

7 октября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 7 октября 2015 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е.О. Никифорюк, В.А. Сидоренко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем О.С. Фоминой,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 июня 2015 года по делу № А10-6386/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Филатова Андрея Александровича (ОГРН 314032720500092, ИНН 032600907700, адрес: г. Улан-Удэ) к Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344, адрес: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина,25) о признании незаконным бездействия при проведении процедуры предварительного согласования места размещения объекта, о признании недействительным решения от 12.11.2014 №СР-2314, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, адрес: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина,25),

(суд первой инстанции судья  Ботоева В. И.)

при участии в судебном заседании:

от ИП Филатова А.А.: не явился,

от Комитета по архитектуре: не явился,

от Комитета по управлению имуществом: не явился,

установил:

Индивидуальный предприниматель Филатов Андрей Александрович (далее заявитель, ИП Филатов А. А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ о признании незаконным бездействия при проведении процедуры предварительного согласования места размещения объекта, о признании недействительным решения от 12.11.2014 №СР-2314, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 июня 2015 года в заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Бездействие Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ, выразившееся в не проведении процедуры предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке ориентировочной площадью 4 000 кв.м., расположенном по адресу: г.Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул.Антонова, вблизи домов №2 и №4 с 10.06.2014 и  решение Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г.Улан-Удэ от 12.11.2014 №СР-2314 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности» признаны незаконными как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности: Земельным кодексом РФ не предусмотрена процедура отзыва заявок, порядок дальнейших действий Комитета после отзыва заявок (возобновление процедуры предварительного согласования места размещения объекта). Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия по делу №А10-4582/2014, которым отказано предпринимателю Филатову А. А. в удовлетворении требований к Комитету о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от процедуры предварительного согласования места размещения объекта, намерении сформировать испрашиваемый земельный участок для последующего его предоставления на торгах, т.е. по спорному земельному участку существует два решения суда, полностью  противоречащие друг другу.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20 марта 2013 года Филатов А.А. обратился в КУИ с заявлением о выборе земельного участка, ориентировочной площадью 4000 кв.м., для строительства объектов транспорта, по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Антонова, южнее жилых домов №4 и №2 (т. 1 л.д.46).

25 апреля 2013 года Управлением архитектуры и градостроительства дано заключение о возможности предоставления земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв.м., для строительства объектов транспорта с выносом инженерных сетей, вблизи домов №№4,2 по ул. Антонова в мкр. Восточный (т. 1 л.д.22).

07 июня 2013 года КУИ принято решение №О-834 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства объектов транспорта, расположенного вблизи домов №№4,2 по ул. Антонова в связи с отсутствием обоснования примерного размера земельного участка.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда от 28 января 2014 года, решение КУИ от 07 июня 2013 года №О-834 признано незаконным (т. 1 л.д.16-19).

11 марта 2014 года Филатов А.А. обратился в КУИ с заявлением о повторном  рассмотрении заявления от 20 марта 2013 года о предоставлении земельного участка с учетом вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда.

28 марта 2014 года на основании решения суда КУИ принято решение №О-28 об отмене решения от 07 июня 2013 года №О-834.

25 апреля 2014 года в газете «Муниципальный вестник города Улан-Удэ» опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства объектов транспорта с выносом инженерных сетей, площадью 4000 кв.м., расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, мкр. Восточный ул. Антонова, вблизи домов №4, №2.

05 и 06 мая 2014 года поступили заявки потребительского общества «ВМЕСТЕ» и Пашкова М.В. о выставлении вышеуказанного земельного участка на торги.

Письмом от 02 июня 2014 года №11451321 Комитет по архитектуре сообщил заявителю о том, что в связи с поступлением второго заявления на испрашиваемый земельный участок, Комитетом будет проведена работа по формированию данного земельного участка для последующего предоставления его на торгах в соответствии с пунктами 4.6.1, 4.6.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года №807-82 (т. 1 л.д. 8-9).

23.05.2014 отозвал свою заявку гражданин Пашков М.В., 10.06.2014  - Потребительское общество «ВМЕСТЕ».

Указанные выше обстоятельства были установлены по делу №А10-4582/2014, которые в соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказываются вновь при рассмотрении другого дел, в котором участвуют те же лица.

Решение об отказе в размещении объекта по процедуре предварительного согласования объекта в соответствии с подпунктом 11 пункта 4.7.2 Положения  о порядке предоставления земельных участков на территории г.Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 №807-82, принято не было.

С 10.06.2014 (дата отзыва заявки Потребительским обществом «ВМЕСТЕ») Комитет бездействует, 12.11.2014 выносит решение №СР-234 об утверждении схемы расположения земельного участка, которое препятствует продолжению установленной процедуры.

Считая, что указанное бездействие и решение №СР-234 от 12.11.2014 нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: несоответствие их закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления уполномочены распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в т.ч. предоставлять их заинтересованным лицам.

Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу части 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

Согласно части 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 1, 2, 5-8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации:

-   гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

-   орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

-   результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

-   исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

-      копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.

-      решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Анализ приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что процедура предоставления земельного участка для строительства состоит из различных стадий, связанных с подачей заявления, отвечающего определенным требованиям, выбором земельного

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу n А58-1041/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также