Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 по делу n А19-6458/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                  Дело № А19-6458/2014

 «24» сентября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 июля 2015 года по делу №А19-6458/2014 по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМАРТ» к ПРАВИТЕЛЬСТВУ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным

(суд первой инстанции – С.В. Никонорова).

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Бруско Б.С., представитель по доверенности от 26.09.2014;

Конюхов Ю.В., представитель по доверенности от 21.08.2015;

от заинтересованного лица: не явился, извещен.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Смарт» (ОГРН 1053811159071 ИНН 1053811159071 адрес: 664050, г. Иркутск, ул. Ржанова, 154, далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Правительству Иркутской области (ОГРН 1073808005534 ИНН 3808163259 адрес: 664027, Иркутская обл., г. Иркутск, Ленина ул., 1а, далее - правительство) о признании незаконными действий ответчика, выраженных в отказе от 28.01.2014 года № 51-35-446/4 в предоставлении земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска, площадью 104 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000025:107, по адресу: г. Иркутск, пр-т Маршала Жукова, правая сторона, ост. Кинотеатр Дружба в собственность.

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявление ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМАРТ» удовлетворено. Признано незаконным действие ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, выраженное в отказе ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМАРТ» от 28.01.2014 №51-35-446/4, в предоставлении земельного участка, расположенного в Октябрьском районе города Иркутска площадью 104 кв.м. с кадастровым номером 38:36:0000:25:107, расположенного по адресу: г. Иркутск, проспект Маршала Жукова, правая сторона, ост. Кинотеатр «Дружба» в собственность. Суд обязал ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ устранить допущенные нарушения путем возложения обязанности предоставить в собственность ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМАРТ» земельный участок, расположенный в Октябрьском районе г. Иркутска площадью 104 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000025:107, расположенный по адресу: г. Иркутск, проспект Маршала Жукова, правая сторона, ост. Кинотеатр Дружба. Взыскал с ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМАРТ» 2 000 руб. – судебных расходов.

В обосновании суд первой инстанции указал, что заявитель, являясь собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Иркутск, проспект Маршала Жукова, правая сторона, ост. Кинотеатр Дружба, площадью 93,8 кв.м., имеет исключительное право на приобретение земельного участка, на котором расположен данный объект, в собственность в силу статьи 39.20 Земельного кодекса РФ. При таких обстоятельствах следует признать, что отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области, содержащийся в письме от 28 января 2014 года исх. №51-35- 446/4, в предоставлении земельного участка со ссылкой на пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" с указанием на то, что данный земельный участок расположен в границах проектируемых красных линий, относится к земельным участкам общего пользования и может быть предоставлен только в пользование на праве аренды, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2015 года по делу № А19-6458/2014 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявленных обществом с ограничений ответственностью «Смарт» требований отказать в полном объеме.

Полагает, что не отражение в кадастровых сведениях данных о красных линиях, не свидетельствует об их отсутствии, поскольку вся процедура по их определению была соблюдена и они утверждены в установленном порядке в соответствии Градостроительным кодексом РФ и не оспорены. Таким образом, земельные участки, расположенные в границах красных линий, не подлежат отчуждению и могут быть предоставлены только на условиях договора аренды.

На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции, указывает, что требование было основано на ст.36 ЗК РФ и  просит оставить решение суда первой инстанции  без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет»  18.08.2015.

Представители общества дали пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Правительство представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМАРТ» является собственником одноэтажного нежилого здания расположенного по адресу: г. Иркутск, проспект Маршала Жукова, правая сторона, ост. Кинотеатр Дружба, площадью 93,8 кв.м., о чем в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 12.01.2007 (т.1 л.д.17), выданное Федеральной регистрационной службой по Иркутской области и Усть-Ордынскому бурятскому автономному округу.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМАРТ» обратилось в Правительство Иркутской области с заявлением от 05.12.2013 о предоставлении земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска, площадью 104 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000025:107, по адресу: г. Иркутск, проспект Маршала Жукова, правая сторона, ост. Кинотеатр Дружба, в собственность за плату для эксплуатации нежилого здания.

28 января 2014 года письмом №51-35-446/4 (т.1 л.д.11-12, далее – письмо, отказ) заявителю в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" с указанием на то, что данный земельный участок расположен в границах проектируемых красных линий, относится к земельным участкам общего пользования и может быть предоставлен только в пользование на праве аренды.

Полагая данный отказ незаконным, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, правительство обратилось в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителей общества в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции исходил из следующих положений.

Согласно части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

В свою очередь к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу пункта 5 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.

Как правильно указывает суд первой инстанции, на земельном участке, сформированном в установленном порядке как единый объект недвижимости и относящемся к категории земель населенных пунктов и имеющем, отсутствуют объекты и территории общего пользования, указанные в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", доступные для неограниченного круга лиц.

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами местного самоуправления или решением суда. Ограничение прав на землю возможно в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации принимается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; такое решение подлежит опубликованию

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 по делу n А10-6311/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также