Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А19-16047/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: [email protected]   http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                            Дело № А19-16047/2014

14 августа 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2015 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е.О. Никифорюк, В. А. Сидоренко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем О.С. Фоминой,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Алексеевой Инны Михайловны на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 апреля 2015 года по делу № А19-16047/2014 по исковому заявлению Министерства экономического развития Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140, адрес: 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, 1 А) к индивидуальному предпринимателю Алексеевой Инне Михайловне (ОГРНИП 312385012600127, ИНН 380807196985) о взыскании 300 000 рублей,

(суд первой инстанции судья Рукавишникова Е.В.)

при участии в судебном заседании:

от истца:  не явился,

от ответчика: не явился,

установил:

Министерство экономического развития Иркутской области (далее истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Алексеевой Инны Михайловны основного долга в размере 300 000 руб., составляющего размер субсидии, перечисленной ответчику по соглашению №62­57-557/2 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, по мероприятию «Поддержка начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса» от 24.12.2012 г.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 апреля 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком не доказан факт  достижения целевых показателей предоставленной субсидии, представленные истцом документы надлежащими доказательствами не опровергнуты, о фальсификации доказательств не заявлено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции,  принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель апелляционной жалобы указал на несоблюдение истцом претензионного (досудебного) порядка урегулирования спора по возврату субсидии, а также выводы суда первой инстанции о неисполнении обязанности по достижению показателей, предусмотренных условиями соглашения, являются необоснованными.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Истец и ответчик  в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии с п. 5 ст. 156 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24.12.2012 Министерством экономического развития и промышленности  Иркутской области и Алексеевой И. М. заключено соглашение №62-57-557/2 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, по условиям которого истец обязался предоставить ответчику субсидию из областного бюджета в размере 300 000 руб., а ответчик - обеспечить целевое использование субсидии.

Согласно пункту 3 соглашения №62-57-557/2 от 24.12.2012 получатель обязался:

- обеспечить целевое использование субсидии, предоставленной в соответствии со сметой расходов субсидии (приложение № 1);

- в течение месяца после использования субсидии предоставить министерству документы, подтверждающие использование субсидии;

- через 12 месяцев после поступления субсидии обеспечить достижение следующих показателей: налоговые отчисления за 12 месяцев в размере 164 000 рублей; количество сохраненных рабочих мест в течение 12 месяцев - 12; количество вновь созданных рабочих мест в течение 12 месяцев - 12 (подпункт «г» пункта 3 раздела 2);

- в течение месяца по истечении 12 месяцев после поступления субсидии представить министерству отчет о достижении целевых показателей;

- по запросу министерства представить информацию и документы, необходимые для проведения проверок исполнения условий соглашения;

- в случае нецелевого использования субсидии обеспечить выполнение принятых по соглашению обязательств за счет собственных средств.

Согласно подпункту «г» пункта 2 раздела 2 соглашения Министерство направляет получателю требование о возврате в доход областного бюджета полученной субсидии в случае:

неиспользования субсидии (частичное неиспользование субсидии);

нецелевого расходования средств субсидии;

недостижения показателей, предусмотренных подпунктом «г» пункта 3 соглашения;

Подпунктом «д» пункта 2 раздела 2 соглашения предусмотрено право Министерства на списание в бесспорном порядке субсидии в случае невозврата ее Получателем в течение 10 дней с момента получения требования, указанного в подпункте «г» пункта 2 Соглашения.

Выполняя условия соглашения, истец предоставил ответчику 300 000 руб. субсидии, что подтверждается платежным поручением №4329452 от 27.12.2012 (т. 1 л.д. 84).

Письмом №62-37-2015/4 от 01.07.2014 на основании подпункта «г» пункта 2 раздела 2 соглашения Министерство в связи с нарушением ответчиком порядка и условий предоставления субсидии (отчетность в подтверждение целевого характера использования полученных средств и заявленных при получении субсидии показателей своевременно не предоставляется, показатели, указанные при подаче заявки на получение субсидии, не достигнуты) обратилось к ответчику с требованием о возвращении полученной им субсидии. Требование ответчиком не исполнено, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим требованием.

Оценивая правомерность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

На основании части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

В Информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период предоставления бюджетных средств, под нецелевым использованием денежных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)  нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, из анализа приведенных норм можно прийти к выводу, что под нецелевым использованием бюджетных средств понимается не только использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, но и использование средств с нарушением условий их получения.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 17  Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Иркутской области от 13 октября 2010 года № 251-пп "О долгосрочной целевой программе "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области" на 2011 - 2012 годы" постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2011 года № 260-пп утверждено Положение о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства (далее Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения субсидии предоставляются:

1) на создание собственного бизнеса;

2) на компенсацию части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей;

3) на субсидирование части затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;

4) на содействие повышению энергоэффективности производства;

5) на поддержку действующих инновационных компаний;

6) на поддержку начинающих малых инновационных компаний;

7) на создание микрофинансовых организаций.

Главой 10 Положения установлен порядок предоставления субсидий.

Для получения субсидии необходимо предоставить Организатору либо в  структурное  подразделение  администрации  муниципального образования Иркутской области, курирующее вопросы поддержки и развития малого  и  среднего  предпринимательства  на территории которого зарегистрирован и осуществляет  свою деятельность участник конкурса, конкурсную заявку (пункт 45).

Отбор участников конкурса осуществляет конкурсная комиссия, действующая  на  основании  положения  и  в  составе,  утверждаемых Правительством Иркутской области.

Победителями конкурса признаются участники конкурса, набравшие 50 баллов и выше в соответствии c критериями оценки, установленными настоящим Положением (пункт 56).

Пунктом 14 Положения установлены критерии оценки участников конкурса на получение субсидии на создание собственного бизнеса, в том числе критерии:

количество сохраняемых рабочих мест в течение календарного года со дня получения субсидии; Количество рабочих мест, планируемое к созданию в течение календарного года со дня получения субсидии; Объем налоговых отчислений, планируемых за календарный год со дня  получения субсидии, тыс. При этом, за наибольшее значение показателей по названным критериям установлено наибольшее количество баллов.

Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии, которое в течение 3 рабочих дней со дня подведения итогов конкурса размещается на официальном сайте Организатора (пункт 61).

В случае нарушения  получателем условий,  установленных при предоставлении  субсидии,  а  также 

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А19-18418/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также