Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А78-2403/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: [email protected]   http://4aas.arbitr.ru

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                               Дело № А78-2403/2014

14 августа 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2013 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей  В. А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  О.С. Фоминой,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 февраля 2015 года по делу № А78-2403/2014 по иску Муниципального предприятия города Читы "Троллейбусное управление" (ОГРН 1027501151842, ИНН 7532000484; адрес: 672038, край Забайкальский, город Чита, улица Красной звезды, 33) к: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; адрес: 109097, город Москва, улица Ильинка, 9, СТР.1), Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230; адрес: 672000, край Забайкальский, город Чита, улица Амурская (Калинина), 68), Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501176053, ИНН 7536024430; адрес: 672000, край Забайкальский, город Чита, улица 9 января, 55) о взыскании убытков от невыплаченной компенсации льготного проезда,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН 1027501182730, ИНН 7536031067; адрес: 672000, край Забайкальский, город Чита, улица Бутина, 39), Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857; адрес: 672007, край Забайкальский, город Чита, улица Чкалова,136),

(суд первой инстанции судья  Попова И.П.)

при участии в судебном заседании:

от истца МП "Троллейбусное управление": Худов А.Г.- представитель по доверенности от 05 августа 2013 года;

от Министерства финансов РФ: не явился;

от Министерства финансов Забайкальского края:  не явился;

от Комитета по развитию инфраструктуры: не явился;

от Комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита»: не явился;

от Министерства территориального развития Забайкальского края: не явился;

установил:

Муниципальное предприятие города Читы "Троллейбусное управление"  (далее истец, МП "Троллейбусное управление") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  исковым заявлением к:

Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее Министерство финансов РФ) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в связи с льготной перевозкой граждан федерального регистра в сумме 701056 руб., госпошлины пропорционально от суммы заявленных требований в размере 4759,96 руб. и судебных расходов за проведение экспертизы пропорционально от суммы заявленных требований в размере 10123,33 руб., всего 715939,29 руб.;

Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края о взыскании за счет средств казны Забайкальского края убытков в связи с льготной перевозкой граждан регионального регистра в сумме 12328432,99 руб., госпошлины пропорционально от суммы заявленных требований в размере 83387,48 руб. и судебных расходов за проведение экспертизы пропорционально от суммы заявленных требований в размере 177345,67 руб., всего 12589166,14 руб.,

Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" (далее Комитет по развитию инфраструктуры) (требования не сформулированы).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены частично: с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края  за счет казны Забайкальского края в пользу МП "Троллейбусное управление" взыскано 11835016 руб. 99 коп. убытков, 80066 руб. 57 коп. расходов по оплате госпошлины, 170282 руб. 87 коп. судебных издержек, всего – 12085366 руб. 43 коп. В остальной части требований к Забайкальскому краю отказано.

В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Комитету по развитию инфраструктуры отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, Министерство финансов Забайкальского края обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что суд не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2015 года производство по настоящему делу было приостановлено до принятия окончательных судебных актов по делам №А78-7022/2014 и А78-5961/2014, схожих предметом и  основанием иска.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2015 года производство по делу № А78-2403/2014 возобновлено.

Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при  рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации  необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной  инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

Отсутствие  в  данном судебном заседании лиц,  извещенных  надлежащим  образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.

Представитель истца не возражает против проверки судебного акта в обжалуемой части.

Из содержания апелляционной жалобы Министерства финансов Забайкальского края следует, что решение суда первой инстанции обжалуется в  части требований истца  к Министерству финансов Забайкальского края.

В отзыве  на апелляционную жалобу  МП «Троллейбусное управление»  не  заявило возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой Министерством части, а, напротив, указало на свое согласие с решением суда, просило оставить его без изменения.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции проверяется судом апелляционной инстанции только в обжалуемой Министерством части, относящейся к требованиям к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края о взыскании убытков. В части отказа в удовлетворении заявленных  МП «Троллейбусное управление» требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Комитету по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверяется.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Представитель истца доводы апелляционной жалобы оспорил по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.  Просил оставить решение суда в оспариваемой части без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

О  месте и  времени  судебного  заседания  стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Ответчики и третьи лица своих представителей в судебное   заседание  не  направили. В  соответствии  с  п.  5  ст.  156  АПК  РФ  неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и  в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права,  выслушав доводы представителя истца, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой  инстанции и следует из материалов дела, 19.12.2012 Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» и МП «Троллейбусное управление» подписали договор № 197 по обслуживанию населения городскими троллейбусными  перевозками и компенсации убытков  по перевозке льготной категории пассажиров, по условиям которого истец обязался обеспечить перевозку  пассажиров троллейбусами в 2013 году ежедневно согласно расписанию (пункт 1), предоставлять льготный проезд категориям  граждан, имеющим право  льготного проезда в соответствии с  Законом Забайкальского края от 23.09.2009 № 243-ЗЗК (пункт 2.1.4), а комитет - возмещать расходы, образовавшиеся от предоставления льготного проезда граждан, в соответствии с Законом Забайкальского края от 23.09.2009 № 243-ЗЗК и постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 № 425 (л.д. 23-24 т. 1).

Ссылаясь на неполное возмещение ответчиком убытков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд апелляционной инстанции считает, что  выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков. Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено или иными правовыми актами (пункт 1).

Пунктом 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Законом Забайкальского края от 05.10.2009 N 243-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" предусмотрено  право на льготный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для граждан, оказание мер социальной поддержки которым является расходным обязательством Российской Федерации и Забайкальского края, и пенсионеров, проживающих на территории Забайкальского края, и устанавливает 50 % скидки от стоимости проезда.

Статьей  3 названного  закона  установлено, что порядок компенсации юридическим  лицам  и индивидуальным  предпринимателям  убытков,  образовавшихся  в результате оказания  мер  социальной  поддержки отдельным  категориям  граждан  на территории  Забайкальского  края,  устанавливается  Правительством Забайкальского края.

Названный порядок утвержден Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 "Об утверждении Порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края".

Пунктом 4 Порядка установлено, что перевозчики (кроме организаций железнодорожного транспорта), заключившие договоры, представляют отчеты о компенсации убытков по форме согласно приложению к настоящему Порядку до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края.

Министерство территориального развития Забайкальского края осуществляет проверку отчетов о компенсации убытков, представленных организациями железнодорожного транспорта, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, формирует сводный отчет и представляет его в Министерство финансов Забайкальского края (п. 6 Порядка).

На основании сводного отчета Министерство финансов Забайкальского края производит компенсацию убытков в пределах средств, предусмотренных бюджетом Забайкальского края, перевозчикам (кроме организаций железнодорожного транспорта) - через органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (п.7 Порядка).

В случае отсутствия межбюджетных трансфертов бюджету Забайкальского края на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Забайкальского края отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, покрытие указанных расходов производится за счет средств бюджета Забайкальского края (п.8 Порядка).

Закон Забайкальского края от 6 мая 2013 г. N 816-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по организации социальной поддержки отдельных категорий граждан путем обеспечения льготного проезда на городском и пригородном

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу n А19-18153/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также