Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А78-4887/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                                                                      

г. Чита     

10 августа 2015 года                                                                               Дело № А78-4887/2015                                                                   

                                                                         

Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Бирсервис» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 июня 2015 года по делу № А78-4887/2015, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Бирсервис» (адрес места нахождения: г. Чита, ул. Амурская (Калинина), д. 98; ОГРН 1097536007843, ИНН 7536106474) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (адрес места нахождения: г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д. 52; ОГРН 1095406025428, ИНН 5406541225) о признании незаконным постановления № 6-01-11/09-20/119-ю от 20 марта 2015 года о назначении административного наказания,

(суд первой инстанции: Клишина Ю.Ю.)

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле

и установил:

            Общество с ограниченной ответственностью «Бирсервис» (далее – ООО «Бирсервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 6-01-11/09-20/119-ю от 20 марта 2015 года о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 июня 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), соблюдении МРУ Росалкогольрегулирования процедуры привлечения Общества к административной ответственности и об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации.

            Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Бирсервис» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в рассматриваемом случае декларации по форме приложений № 6 и № 7 за четвертый квартал 2014 года были представлены своевременно - 20 января 2015 года, а непринятие административным органом поданных деклараций по причине не прохождения форматно-логического контроля противоречит требованиям пункта 21 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года № 815 (далее – Правила № 815). По мнению заявителя апелляционной жалобы, нарушение формата представления деклараций свидетельствует о несоблюдении порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции, но не о нарушении срока представления деклараций.

В отзыве на апелляционную жалобу МРУ Росалкогольрегулирования выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.

О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы ООО «Бирсервис» и МРУ Росалкогольрегулирования извещены надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№ 67200287629825 и 67200287629818, а также отчетом о публикации 8 июля 2015 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

При этом до начала судебного заседания Обществом заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с тем, что с 25 июня по 8 августа 2015 года его представитель Каримов О.З. будет находиться в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, при этом другого представителя, имеющего юридическое образование у Общества нет.   

Рассмотрев данное ходатайство, суд апелляционной инстанции протокольным определением от 6 августа 2015 года отказал в его удовлетворении.  

В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Бирсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 4 декабря 2009 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1097536007843.

Согласно сведениям о юридическом лице от 5 августа 2015 года основным видом осуществляемой Обществом деятельности является оптовая и розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво. 

В четвертом квартале 2014 года Общество осуществляло деятельность по обороту пива и пивных напитков, а именно:

- закупило алкогольную продукцию (пиво и пивные напитки) в общем объеме 4 049,00 дал;

- поставило алкогольную продукцию (пиво и пивные напитки) в общем объеме 4 049,00 дал. 

20 января 2015 года ООО «Бирсервис» по телекоммуникационным каналам связи представило в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка декларацию по форме приложения № 5 за четвертый квартал 2014 года.

Согласно сведениям, сформированным в автоматизированной информационной системе «Электронный паспорт предприятия», 23 января 2015 года ООО «Бирсервис» представило в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка декларации по форме приложений № 6 и № 7 за четвертый квартал 2014 года (имя файла: D6_7536106474_004_23012015_1201071D-2263-4BC6-99C7-C02BF3936F6C.XML. sig.zip.enc; имя файла: D7_7536106474_004_23012015_E5B09C43~E20A-4С10-В9С0ЕСЗCBD4AFC43.XML.sig.zip.enc).  

Должностное лицо МРУ Росалкогольрегулирования, посчитав, что Обществом на три дня нарушен срок представления деклараций за четвертый квартал 2014 года по форме приложений № 6 и № 7, возбудило в отношении него дело об административном правонарушении, о чем 27 февраля 2015 года был составлен соответствующий протокол № 6-01-11/09-20/119-ю (л.д. 33-36).

Постановлением МРУ Росалкогольрегулирования от 20 марта 2015 года № 6-01-11/09-20/119ю о назначении административного наказания ООО «Бирсервис» привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 37-40).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вмененного ему в оспариваемом постановлении административного правонарушения ввиду следующего.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Схожие цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции предусмотрены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять декларирование объема оборота такой продукции.

Согласно пункту 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции принимается  закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции.

На основании пунктов 7, 13.1 и 13.2 статьи 2 Закона № 171-ФЗ пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), сидр, пуаре, медовуха относятся к алкогольной продукции.

Следовательно, осуществляя деятельность по обороту (закупке и поставкам) алкогольной продукции (пива и пивных напитков), ООО «Бирсервис» обязано выполнять требования действующего законодательства в части декларирования объемов оборота такой продукции.

Порядок представления таких деклараций определен Правилами № 815.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 815 организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 6.

Пунктом 9 Правил № 815 предусмотрено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 7.

Из пунктов 8.1 и 9.1 Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Росалкольрегулирования от 23.08.2012 № 231 (далее – Порядок № 231), следует, что декларации по форме приложений № 6 и № 7 должны представлять, в том числе, организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков).

Согласно пункту 15 Правил № 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи» (пункт 16 Правил № 815).

Пунктом 17 Правил № 815 предусмотрено, что декларации по формам, предусмотренным приложениями №№ 1 - 10 к этим Правилам, представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

Согласно пункту 21 Правил № 815 при представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе отказать в принятии деклараций, представленных организацией (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с настоящими Правилами.

За несоблюдение указанных требований статей 14 и 26 Закона № 171-ФЗ, Правил № 815 установлена административная ответственность (статья 15.13 КоАП Российской Федерации) и, кроме того, могут быть применены такие меры государственного принуждения, как приостановление действия соответствующей лицензии либо ее аннулирование в судебном порядке (пункты 1 и 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ). 

Статьей 15.13 КоАП Российской Федерации (в редакции, действующей с 3 января 2014 года) установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

То есть объективную сторону данного административного правонарушения образуют следующие самостоятельные действия (бездействие):

- нарушение порядка декларирования производства и оборота алкогольной продукции.

- несвоевременная подача соответствующей декларации об объемах производства и оборота алкогольной продукции;

- искажение информации при декларировании производства и оборота алкогольной продукции.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что ООО «Бирсервис» привлечено к административной ответственности именно за несвоевременное представление деклараций по форме приложений № 6 и № 7 за четвертый квартал 2014 года (по мнению административного органа, Общество должно было представить такую декларацию не позднее 20 января 2015 года, фактически же представило их только 23 января 2015 года), то есть просрочка представления деклараций составила три дня.

Суд первой инстанции с такой позицией административного органа согласился и пришел к выводу о том, что в действиях ООО «Бирсервис» наличествует состав вмененного ему административного правонарушения, объективная сторона которого выразилась в представлении деклараций по форме приложений № 6 и № 7 с нарушением установленного Правилами № 815 срока.

Однако МРУ Росалкогольрегулирования и судом первой инстанции не учтено следующее.

Из материалов дела следует, что первоначально ООО «Бирсервис» направляло по телекоммуникационным

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2015 по делу n А19-16796/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также