Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу n А19-3448/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                  Дело № А19-3448/2015

 «06» августа 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киренском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июня 2015 года по делу №А19-3448/2015 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киренском районе Иркутской области к МУНИЦИПАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г. КИРЕНСКА» о взыскании 7 484 руб. 66 коп.,

(суд первой инстанции - Л.А. Куклина)

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киренском районе Иркутской области (ОГРН 1023802599908, ИНН 3811002316, место нахождения: 666703, г.Киренск, ул.Коммунистическая,40, далее – пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к МУНИЦИПАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г. КИРЕНСКА» (ОГРН 1023802600623, ИНН 3831002281, место нахождения: 666703, г.Киренск, мкр Центрльный, ул.Коммунистическая, 4, далее МКОУ «СОШ №1 г. Киренска», далее – учреждение, школа) о взыскании штрафа в сумме 7 484 руб. 66 коп.,

Решением Арбитражного суда Иркутской области взыскано с МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г. КИРЕНСКА», расположенного по адресу: 666703, город Киренск, микрорайон Центральный, улица Коммунистическая, 4, ОГРН 1023802600623, ИНН 3831002281, в пользу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киренском районе Иркутской области штраф в размере 1500 руб. а также в доход федерального бюджета Российской Федерации 100 руб. - госпошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В обосновании суд первой инстанции указал, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Таким образом,  ответчиком правомерно не включены в базу для начисления страховых взносов денежные средства, выплаченные работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом. Кроме того, суд первой инстанции, исходя из принципов справедливости и соразмерности при назначении наказания, необходимости дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, а именно, что ответчик является учреждением социальной направленности, не ведет иной хозяйственной деятельности, является бюджетным учреждением, ранее не совершало нарушений в области пенсионного законодательства, посчитал возможным снизить размер взыскиваемых с ответчика финансовых санкций   до 1 500 руб. 00 коп.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 02 июня 2015г. по делу №А19-3448/2015 Арбитражного суда Иркутской области полностью, и принять по делу новый судебный акт.

Полагает, что в соответствии с данной нормой не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), которые прямо установлены Трудовым кодексом РФ. Основанием для доначисления страхователю недоимки по страховым взносам, соответствующих штрафов, в том числе является вывод Пенсионного фонда о неправомерном не включении МКОУ «СОШ №1 г. Киренска» в базу для исчисления страховых взносов сумм выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику для ухо­да за ребенком-инвалидом. В силу ч. 1 ст. 3 Закона № 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ. ФСС РФ имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании, данная норма изложена в п. 4 ч. 1 ст. 4.2. Закона № 255-ФЗ.

Также полагает, что у суда отсутствовали основания для учета, смягчающих вину обстоятельств и уменьшения размера штрафа, суд не сослался на соответствующую норму.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет»  07.07.2015.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями №672002 87 62654 1, 672002 87 62653 4.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением в отношении МКОУ «СОШ №1 г. Киренска» произведена выездная проверка (акт проверки №048 034 14 АВ 0000969 от 01.07.2014 г., т.1 л.д.13-17, далее – акт проверки), в ходе которой установлен факт занижения плательщиком базы для начисления страховых взносов за период: первый, третий, четвертый квартал 2011, I и II кварталы 2013, а так же сумм, не принятых к зачету фондом социального страхования расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию. Проверкой выявлено, что суммы выплат и иных вознаграждений, в представленных плательщиком формах РСВ за проверяемые периоды, начисленных в пользу физических лиц, не соответствуют документам бухгалтерского и кадрового учета организации. Таким образом, плательщиком представлены суммы меньше, чем в документах организации.

В результате проверки установлена неуплата сумм страховых взносов за отчетный период 2011-2013 в размере 37 423 руб. 28 коп.

По результатам рассмотрения данного акта по выявленному факту Управлением вынесено решение от 23.07.2014 г. № 048 034 14 РВ 0000617 (т.1 л.д.19-20, далее - решение) о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в размере 7 484 руб. 66 коп.

Направленное в адрес ответчика требование № 048 034 14 РВ 0000617 от 23.07.2014 в части уплаты суммы штрафа в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем, заявитель просил взыскать с ответчика штраф в судебном порядке (т.1 л.д.21).

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

На основании п. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

В связи с чем Пенсионный фонд правомерно привлек ответчика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов:

- в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в виде штрафа в размере 5861 руб. 81 коп.,

- в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в виде штрафа в размере 474 руб. 93 коп.,

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в виде штрафа в размере 653 руб. 42 коп.,

- в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в виде штрафа в размере 469 руб. 43 коп.

Расчет взыскиваемой суммы штрафа был проверен судом первой инстанции, признан правильным, ответчиком не оспорен. Процессуальных нарушений процедуры рассмотрения акта, иных материалов проверки и принятия решения о привлечении к ответственности судом первой инстанции также не установлено. Обстоятельств, исключающих вину ответчика в совершении указанного выше правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел.

Указанные выводы суда первой инстанции по существу сторонами не оспариваются, апелляционный суд с ними согласен.

Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Таким образом, спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10). Правомерность данных выплат материалами дела подтверждена и Фондом не оспаривается.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчиком правомерно не включены в базу для начисления страховых взносов денежные средства, выплаченные работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения -отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из содержания статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу n А78-1452/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также