Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 по делу n А78-13001/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000

http://4aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Чита                                                                                                     Дело №А78-13001/2014

24 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2015 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,

судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бальжинимаевой Ч.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Поцейко Т.П. на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2015 года по делу №А78-13001/2014 по иску  индивидуального предпринимателя Поцейко Татьяны Петровны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Забайкальском крае об определении выкупной стоимости земельного участка (суд первой инстанции: судья  Фадеев Е.А.),

при участии в судебном заседании:

от истца ИП  Поцейко Т.П. (ОГРН 304381227900069, ИНН 381201005151, г.Иркутск): не явился, извещен;

от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным  имуществом в Забайкальском крае (ОГРН 1097536005775, ИНН 7536104170, 672000, КРАЙ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ, ГОРОД ЧИТА, УЛИЦА АМУРСКАЯ (КАЛИНИНА),68): Васильева Е.А. – представитель по доверенности от 06.10.2014;

установил:

индивидуальный предприниматель Поцейко Татьяна Петровна (далее – истец, ИП Поцейко Т.П., предприниматель)  обратился  в арбитражный суд с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Забайкальском крае (далее – ответчик, ТУ Росимущества России в Забайкальском крае) об обязании определить выкупную стоимость земельного участка площадью 52182 кв.м с кадастровым номером 75:04:160206:8, расположенного по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г.Борзя, ул. Победы, 10, в сумме 97671,66 руб.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2015 года в удовлетворении иска отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления земельного участка по льготной стоимости истцу ввиду прекращения права постоянного (бессрочного) пользования участком ФГКУ «СибТУИО»  только 07.12.2012 – после принятия соответствующего приказа Минобороны РФ, - то есть после истечения периода для льготного предоставления участков (истекшего 01.07.2012).

Истец, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. Считает выводы суда необоснованными, ссылаясь на приобретение истцом в собственность объектов недвижимости на спорном участке 26.01.2008 и на наличие у него права на приобретение земельного участка по льготной стоимости ввиду обращения в полномочный орган – ТУ Росимущества в Забайкальском крае – до истечения периода для льготного предоставления участков.

Стороны о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы представители сторон поддержали свои позиции по делу, ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагает обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения. В судебное заседание 14.07.2015 представитель истца не явился.

Руководствуясь частью 1 статьи 123,  частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя истца.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании постановления главы муниципального образования «Город Борзя и Борзинский район» от 29.07.2004 №566, от 11.10.2005 №663 в собственность Российской Федерации и в постоянное бессрочное пользование Квартирно-эксплуатационной части Борзинского района Сибирского военного округа передан земельный участок 75:04:160206:0008, расположенный по адресу: Читинская область, г.Борзя, ул.Победы, площадью 52182 кв.м, назначение – земли населенных пунктов, для нужд обороны (свидетельства от 04.08.2007 – л.д.149,150, т.1).

12.11.2004 (с учетом дополнительного соглашения от 31.05.2006) по итогам аукциона между обществом с ограниченной ответственностью «АВИС» и Сибирским межрегиональным отделением Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» заключен договор купли-продажи  высвобождаемого военного имущества - 14 объектов недвижимости по адресу: Читинская область, г.Борзя, ул.Победы,10: здания казармы (инв.№253), конторы(инв.№243), гаража(инв.№242), хранилища(инв.№251, литер А5), склада(инв.№197), склада(инв.№231), склада(инв.№232), хранилища(инв.№245, литер А), хранилища(инв.№247, литер А1), хранилища(инв.№248, литер А2), склада-навеса(инв.№256), склада(инв.№258), слесарной мастерской(инв.№241), здание магазина/котельной/контрольно-пропускного пункта (инв.№244, литер А3) – л.д.2-4, т.2.

25.08.2007 между ООО «АВИС» и истцом заключен договор №Д-019/07 купли-продажи  объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу Читинская область, Борзинский район, г.Борзя, ул.Победы, 10, военный городок №53, и принадлежащих продавцу на основании договора купли-продажи от 12.11.2004 (л.д.15-19, т.1).

Право собственности истца на приобретенные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном порядке 26.01.2008 (л.д.20-33, т.1).

17.12.2008, 29.07.2009, 01.12.2009 ИП Поцейко Т.П. обращалась в ТУ Росимущества в Забайкальском крае с заявлением о выкупе земельного участка, расположенного под объектами недвижимого имущества (л.д.34, т.1).

ТУ Росимущества в Забайкальском крае в ответе от 26.01.2009 указало на наличие права постоянного (бессрочного) пользования участком у Квартирно-эксплуатационной части Борзинского района Сибирского военного округа; в ответе  от 17.09.2009 – на необходимость предоставления документов, необходимых для принятия решения о приватизации земельного участка, в том числе кадастрового паспорта земельного участка; в ответе от 18.03.2010 (ответ на обращение от 05.03.2010 – в дело не представлено) – на необходимость проведения кадастровых работ по формированию земельного участка и на нахождение земельного участка в пользовании у структурного подразделения Минооброны РФ (л.д.35, 37, 38, т.1).

18.05.2010, 08.07.2010, 11.08.2011 предприниматель обращалась в подразделения Минобороны РФ в целях приобретения земельного участка.

В ответах предпринимателю Департамент имущественных отношений Минобороны РФ в предоставлении земельного участка отказал: 18.05.2010 – с указанием на необходимость выполнения в отношении участка кадастровых работ (л.д.39, т.1), 05.07.2011 – с указанием на необходимость предоставления схемы раздела участка (л.д.42, 45 т.1), 24.12.2012 – с указанием на необходимость обращения в ТУ Росимущества.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 07.12.2012 №3667 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «СибТУИО» (правопреемник Квартирно-эксплуатационной части Борзинского района) на земельный участок, площадью 52182 кв.м с кадастровым номером 75:04:160206:8, расположенный по адресу: Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, ул. Победы, 10.

14.01.2013 предприниматель обратился с соответствующим заявлением в ТУ Росимущества по Забайкальскому краю, в ответе на которое предпринимателю рекомендовано заказать кадастровый паспорт на земельный участок (л.д.48-53, т.1).

14.05.2014 года Территориальным управлением Росимущества в Забайкальском крае принято распоряжение №902 о предоставлении земельного участка в собственность индивидуальному предпринимателю Поцейко Т.П. (л.д.82).

Данным распоряжением установлена цена выкупаемого участка в размере 9428243,76 руб., истцу представлен договор купли продажи находящегося в государственной собственности земельного участка №2-2014 от 30.05.2014.

Истец, не согласившись с выкупной стоимостью земельного участка, обратился в арбитражный суд с иском об обязании определить стоимость земельного участка по льготной цене.

Суд апелляционной инстанции полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о невозможности предоставления земельного участка своевременно обратившемуся в краевое управление Росимущества лицу по льготной цене в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования участком учреждения Минобороны РФ только 07.12.2012 – после принятия соответствующего приказа Минобороны РФ, - то есть после истечения периода для льготного предоставления участков (истекшего 01.07.2012).

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Кодекса).

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.

В рассматриваемом случае отчуждение недвижимого имущества (14 объектов) из федеральной собственности в связи с их продажей предпринимателю повлекло прекращение прав прежнего собственника этого имущества на земельные участки, на которых они расположены (пункт 2 статьи 235 ГК РФ). Поскольку право пользования спорным земельным участком прекратилось в результате продажи объекта недвижимости, участок фактически выбыл из владения учреждения, подведомственного Минобороны России.

Аналогичная позиция приведена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2013 N 14773/12.

Кроме того, документов, из которых усматривается предназначение данного участка для нужд обороны и безопасности в период после приобретения его предпринимателем, не имеется, на указанное обстоятельство ответчик не ссылался.

Таким образом, предприниматель обоснованно обращался в ТУ Росимущества в Забайкальском крае с заявлением о представлении ему земельного участка под приобретенными в собственность объектами в период до 01.07.2012, и дата приказа Минобороны РФ о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования участком ФГКУ «СибТУИО» (07.12.2012) в данном конкретном случае не значима.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Согласно абзацу 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 №36 (в редакции от 10.11.2011) «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.

Пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрены особенности продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. Так, до 01.07.2012 указанные лица приобретаю такие земельные участки по цене, установленной субъектом Российской Федерации, в пределах:

- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Предприниматель обращался в ТУ Росимущества в Забайкальском крае 17.12.2008, 29.07.2009, 01.12.2009, то есть в пределах срока, установленного статьей 2 Закона №137-ФЗ, что позволяет отнести истца к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка.

Организационно-правовой порядок обращения граждан и юридических лиц по поводу приобретения прав на находящиеся в государственной собственности земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период обращения предпринимателя с заявлением в ТУ Росимущества в Забайкальском крае) предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица,

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2015 по делу n А78-6646/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также