Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по делу n А58-1405/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                                                                      

г. Чита     

23 июля 2015 года                                                                                   Дело № А58-1405/2015                                                                   

                                                                         

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Лимин» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2015 года по делу № А58-1405/2015 по заявлению Прокуратуры города Якутска (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Халтурина, д. 4/1; ОГРН 1031402044563, ИНН 1435058287) к Обществу с ограниченной ответственностью «Лимин» (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Герцена, д. 3; ОГРН 1131447006350, ИНН 1435266368) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

(суд первой инстанции: Устинова А.Н.)

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

и установил:

            Прокуратура города Якутска (далее – прокуратура, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Лимин» (далее – ООО «Лимин», Общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2015 года заявленное требование удовлетворено, ООО «Лимин» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 200 000 рублей без конфискации алкогольной продукции; алкогольная продукция, изъятая в ходе проверки согласно акту осмотра изъятой алкогольной продукции от 15 мая 2015 года, направлена на переработку или уничтожение в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 № 430 «О переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота и об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения и соблюдении процессуальных требований при проведении проверки и производства по делу об административном правонарушении.

            Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Лимин» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в здании, расположенном по адресу: г. Якутск, ул. Герцена, д. 3, услуги общественного питания им не оказываются.

При этом Общество считает, что представленные суду первой инстанции акты обследования, проведенные Управлением Роспотребнадзора и органом муниципального контроля, составлены с нарушением действующего законодательства. В частности, согласно свидетельству о регистрации права собственности здание, расположенное по адресу: г. Якутск, ул. Герцена, д. 3, является жилым домом, а собственник такого здания и проживающие в нем граждане своего согласия на проведение обследования не давали.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что в рассматриваемом случае истек установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации трехмесячный срок давности привлечения его к административной ответственности.

Прокуратура в письменном отзыве от 22 июля 2015 года № 32-2015/34 на апелляционную жалобу выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения. В подтверждение своих доводов прокуратура ссылается, в том числе, на решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2015 года по делу № 7/2-700/15 и от 15 июня 2015 года по делу № 7/1-178/15.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, возвращенным почтовым конвертом № 67200287612513, а также отчетом о публикации 1 июля 2015 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, изучив материалы дела, в том числе упомянутые выше судебные акты Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Лимин» зарегистрировано в качестве юридического лица 3 апреля 2013 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1131447006350, о чем выдано свидетельство серии 14 № 002052362 (т. 1, л.д. 83).

4 февраля 2015 года в ходе оперативно-профилактического мероприятия «Патент» должностными лицами Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) совместно с сотрудниками Управления Федеральной службы безопасности по Республике Саха (Якутия) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения миграционного законодательства по адресу: город Якутск, ул. Герцена, дом 3, в ходе которой было установлено, что по указанному адресу расположен ресторан «Новый Пекин», выявлены иностранные граждане, которые на момент проверки осуществляли трудовую деятельность в помещении ресторана по видам деятельности: повар, помощники повара, администратор на входе и на стойке первого этажа, посудомойки, уборщицы.

По окончании проверки составлен соответствующий акт от 4 февраля 2015 года № 16 (т. 1, л.д. 34-36).

Из рапорта инспектора ОИК УФМС России по Республике Саха (Якутия) от 4 февраля 2015 года (т. 1, л.д. 33) также следует, что в ходе проверки места пребывания иностранных граждан в подвальном помещении нижнего этажа ресторана «Новый Пекин», расположенного по адресу: город Якутск, ул. Герцена, дом 3, обнаружена алкогольная продукция.

4 февраля 2015 года сотрудниками прокуратуры совместно с УФМС России по Республике Саха (Якутия) проведена выездная проверка соблюдения миграционного и иного законодательства по адресу: город Якутск, ул. Герцена, дом 3, в ходе которой установлено, что в здании, состоящем из трех этажей, фактически  расположено помещение ресторана «Новый Пекин», обнаружены барная карта ресторана, меню, книга отзывов и предложений с печатью ООО «Лимин», кассовые чеки с иероглифами.

Кроме того, выявлено нарушение требований статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), выразившееся в обороте алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

В частности, на первом этаже ресторана, а также за барной стойкой и в помещении кухни была обнаружена алкогольная продукция (водка, виски, мартини, шампанское, коньяк, вино).

По результатам проверки помощником прокурора Холмогоровой В.А. составлен рапорт от 5 февраля 2015 года (т. 1, л.д. 22).

По акту изъятия от 4 февраля 2015 года в помещении ресторана «Новый Пекин», расположенного по адресу: город Якутск, ул. Герцена, дом 3,  произведено изъятие, в том числе, обнаруженной алкогольной продукции (т. 1, л.д. 23-25).

Выявленные в ходе проверки нарушения послужили поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, о чем 17 марта 2015 года заместителем прокурора вынесено соответствующее постановление (т. 1, л.д. 15-21).

На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП Российской Федерации, статьи 202 АПК Российской Федерации прокуратура обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ООО «Лимин» к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, исходя из следующего.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П и от 23 мая 2013 года № 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ.

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.

При этом под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции (пункт 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ).

На основании пункта 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ такие виды деятельности, как хранение и розничная продажа алкогольной продукции, подлежат лицензированию.

В силу пункта 3 статьи 26 Закона № 171-ФЗ юридические лица, нарушающие требования данного Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одной из мер государственного принуждения за нарушение требований Закона № 171-ФЗ является административная ответственность.

В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Постановление № 47) указано, что при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой части 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Таким образом, объективной стороной данного правонарушения является осуществление деятельности по производству или обороту (в том числе розничной продаже и хранению) алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).

Как отмечалось выше, сотрудниками прокуратуры совместно с УФМС России по Республике Саха (Якутия) была проведена выездная проверка соблюдения миграционного и иного законодательства по адресу: город Якутск, ул. Герцена, дом 3, в ходе которой было установлено, что в здании, состоящем из трех этажей, фактически  расположено помещение ресторана «Новый Пекин», в котором обнаружены барная карта ресторана, меню, книга отзывов и предложений с печатью ООО «Лимин», кассовые чеки с иероглифами; на первом этаже ресторана, а также за барной стойкой и в помещении кухни также обнаружена алкогольная продукция (водка, виски, мартини, шампанское, коньяк, вино различных наименований).

Указанные фактические обстоятельства зафиксированы в рапорте помощника прокурора от 5 февраля 2015 года (т. 1, л.д. 22), рапорте инспектора ОИК УФМС России по Республике Саха (Якутия) от 4 февраля 2015 года (т. 1, л.д. 33), рапорте заместителя прокурора от 4 февраля 2015 года (т. 2, л.д. 84), акте изъятия от 4 февраля 2015 года (т. 1, л.д. 23-25), постановлении о возбуждении производства по делу об административном

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по делу n А19-9909/08-62. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также