Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по делу n А78-361/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧетвертый арбитражный апелляционный суд улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-361/2015 «23» июля 2015 года Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2015 года. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей: Басаева Д.В., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Игнатьева Николая Анатольевича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 мая 2015 года по делу №А78-361/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Игнатьева Николая Анатольевича к Администрации муниципального района «Читинский район» о признании незаконным отказа от 03.12.2014 №2-11/4042 в перерасчете арендной платы за владение и пользование земельным участком с кадастровым номером 75:22:660120:93, (суд первой инстанции - Ю.Ю. Клишина). при участии в судебном заседании: от истца: Филипенко А.А., представитель по доверенности от 10.06.2015; от ответчика: не явился, извещен. установил: Индивидуальный предприниматель Игнатьев Николай Анатольевич (ОГРН 304753421700207, ИНН 753402199255, Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, далее - заявитель, предприниматель, предприниматель Игнатьев Н.А.) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Администрации муниципального района «Читинский район» (ОГРН 1027500847934, ИНН 7524000811, 672090, г. Чита, ул. Ленина, 157, далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа от 03.12.2014 №2-11/4042 в перерасчете арендной платы за владение и пользование земельным участком с кадастровым номером 75:22:660120:93, расположенным по адресу: Забайкальский край. Читинский район, с. Угдан, а.д. М 58 Амур 7 км+30 м слева, правый берег реки Читинка, общей площадью 83 205 кв. м., разрешенным использованием - для строительства гостиничного комплекса, за 1-ый и 2-ой кварталы 2014 года и об обязании устранить допущенные нарушения моих прав и законных интересов, установив арендную плату за владение и пользование земельным участком с кадастровым номером 75:22:660120:93, расположенным по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Угдан, а.д. М 58 Амур 7 км+30 м слева, правый берег реки Читинка, общей площадью 83 205 кв. м., разрешенным использованием - для строительства гостиничного комплекса, за период с 15.01.2014 по 31.03.2014 в размере 186 897 руб., за период с 01.04.2014 по 08.07.2014 в размере 243 459 руб. Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что в данном споре Администрация выступает в качестве стороны по договору аренды земельного участка, а не органа власти, принимающего решения или выполняющего действия властно-распорядительного характера. Таким образом, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты гражданского права. Спор о размере арендной платы по договору не имеет публичного характера. Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 мая 2015г. по делу № А78-361/2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Признать незаконным отказ Администрация муниципального района «Читинский район» (ИНН 7524000811, ОГРН 1027500847934) от 03.12.2014г. №2-11/4042 в перерасчете арендной платы за владение и пользование земельным участком с кадастровым номером 75:22:660120:93, расположенным по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Угдан, а.д. М 58 Амур 7 км+30 м слева, правый берег реки Читинка, общей площадью 83 205 кв. м., разрешенным использованием - для строительства гостиничного комплекса, за 1-ый и 2-ой кварталы 2014г. Обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» устранить допущенные нарушения моих прав и законных интересов, установив арендную плату за владение и пользование земельным участком с кадастровым номером 75:22:660120:93, расположенным по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Угдан, а.д. М 58 Амур 7 км+30 м слева, правый берег реки Читинка, общей площадью 83 205 кв. м., разрешенным использованием - для строительства гостиничного комплекса, за период с 15.01.2014г. по 31.03.2014г. в размере 186 897 руб., за период с 01.04.2014г. по 08.07.2014г. в размере 243 459 руб. Полагает, что вопрос установления размера арендной в связи с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009г. (в результате принятия Арбитражным судом Забайкальского края Решения от 02.04.2014г. по делу №А78-11463/2013) находится в публично-правовой сфере и не зависит от воли сторон договора аренды земельного участка. Отношения между заявителем и муниципальным образованием в данной конкретной ситуации основаны именно на властном подчинении одной стороны другой. В связи с этим арбитражным судом неверно применены нормы главы 24 АПК РФ, что повлекло несправедливый отказ в удовлетворении требований и принятие необоснованного судебного акта. О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 26.06.2015. Представитель предпринимателя в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить. Администрация представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка от 13.12.2013 № 2141 предприниматель Игнатьев Н.А. является арендатором земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, с кадастровым номером 75:22:660120:93 по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Угдан, а.д. М58 Амур 7 км+30 м слева, правый берег реки Читинка, общей площадью 83 205 кв. м, с разрешенным использованием - для строительства гостиничного комплекса. Договор заключен сроком на сорок девять лет и зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю 24.12.2013 за номером 75-75-01/205/2013-469. Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 02.04.2014 по делу №А78-11463/2013 на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) возложена обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости указанного земельного участка, установив кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2009г. в сумме 5 610 000 руб. Во исполнение указанного решения внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и 22.09.2014 заключено дополнительное соглашение к договору аренды, которым произведен перерасчет арендной платы с 09.07.2014. 13.11.2014 предприниматель обратился к Администрации с заявлением произвести перерасчет арендной платы за 1-ый и 2-ой кварталы 2014 года по договору аренды земельного участка №2141 от 13,12.2013, установив арендную плату за период с 15.01.2014 по 31.03.2014 в размере 186 897 руб., за период с 01.04.2014 по 08.07.2014 в размере 243 459 руб., путем внесения изменения в договор и заключения дополнительного соглашения. Письмом от 03.12.2014 Администрация отказала предпринимателю в перерасчете арендной платы за владение и пользование земельным участком за 1 и 2 кварталы 2014 года. Полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в порядке главы 24 АПК РФ с требованием о признании отказа от 03.12.2014 незаконным и возложении на Администрацию обязанности по устранению допущенных нарушений путем перерасчета величины арендной платы за спорные периоды. Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился в суд апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя предпринимателя в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам. В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Как указывает суд первой инстанции, Заявитель, обращаясь в суд с указанными требованиями считает, что правоотношения сторон носят властно-распорядительный характер. Аналогичные доводы приведены апелляционному суду. В судебном заседании представитель предпринимателя настаивал на рассмотрении дела в порядке главы 24 АПК РФ, полагая, что в рассматриваемых отношениях администрация действует именно как публично-правовой субъект, наделенный властными полномочиями. Отклоняя доводы предпринимателя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. Как следует из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции действующей в период принятия спорного отказа.). Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции действующей в период принятия спорного отказа). Таким образом, стоимость аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относится к категории регулируемых цен, а потому размер арендной платы за пользование таким объектом носит императивный характер и определяется с учетом установленной уполномоченным органом ставки арендной платы. В то же время взаимоотношения сторон следуют из договора аренды. Правоотношения сторон являются обязательствами по аренде земельного участка и регулируются положениями главы 34 ГК РФ (аренда), Земельного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и условиями договора. В силу статьи 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Как следует из пункта 1 статьи 607 ГК РФ, в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Следовательно, размер арендной платы установлен нормативным правовым актом и действует с момента, указанного в данном нормативном акте, вне зависимости от внесения соответствующего условия в договор. Если одна из сторон в договоре уклоняется от применения нормативного правового акта в части установления арендной платы или имеется спор о толковании данного нормативного правового акта, вопрос о размере арендной платы за конкретный земельный участок, по конкретному договору аренды, возможно разрешить только в рамках гражданско-правовых отношений, путем предъявления исковых требований. Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, является властно-распорядительный характер правоотношений между органом государственной (муниципальной) власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 по делу n А10-184/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|