Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по делу n А58-644/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, 100б, Чита,  672000, http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                              Дело №А58-644/2015

«21» июля 2015 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2015 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Власова Андрея Дмитриевича  на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2015 года по делу №А58-644/2015 по заявлению государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха Якутия" (ИНН 1435238811, ОГРН 1111435002194) к индивидуальному предпринимателю Власову Андрею Дмитриевичу (ИНН 143521630573, ОГРН 304143515300062) о взыскании 345 293, 60 руб.,

суд первой инстанции, судья  Васильева А.Б.,

при участии в судебном заседании:

от истца: не было;

от ответчика: не было;

установил:

Истец, государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Саха Якутия", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Власову Андрею Дмитриевичу о взыскании 345 293 рублей 60 копеек вреда, причиненного провозом тяжеловесных грузов.

Решением суда первой инстанции 13 мая 2015 требования истца удовлетворены полностью.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

Материалами дела подтверждается факт провоза 30 мая 2014 года и 05 июня 2014 года ответчиком тяжеловесного груза по автомобильной дороге «Умнас» с превышением осевой нагрузки транспортного средства при отсутствии специального разрешения.

Ответчик не представил доказательств наличия специального разрешения на превышение фактической нагрузки на оси транспортного средства, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованном уклонении ответчика от уплаты 345 293 рублей 60 копеек платы за провоз тяжеловесного груза.

Ответчик не доказал отсутствие своей вины в провозе тяжеловесного груза в нарушение установленного федеральными законами и нормативными актами порядке.

Довод ответчика о том, что автомобиль принадлежит ответчику как физическому лицу, в связи с чем дело не подлежит рассмотрению арбитражным судом, признается судом несостоятельным.

Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать истцу в удовлетворении требований.

Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление № 6720028761028.

Из апелляционной жалобы следует, что  суд не принял во внимание, что собственником рассматриваемого транспортного средства, которым было совершено правонарушение является физическое лицо Власов Андрей Дмитриевич, а арбитражному суду не подведомственны дела с участием граждан.

Суд не принял во внимание, что участок дороги п. Верхний Бестях-г.Якутск а/д «Умнас» является дорогой республиканского значения. В приложении №1 к Правилам №934 установлены показатели размера вреда для движения транспортных средств по автомобильным дорогам только федерального значения. Расчет, представленный истцом, не проверен судом  первой инстанции и является незаконным.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление № 67200287610274.

Представленным отзывом на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В ответ на апелляционную жалобу истец представил в суд сведения о том, что указанная автомобильная дорога относится к  дорогам общего пользования республиканского значения.

Кроме того истец представил уточненные расчеты убытков, рассчитанные на основании Правил определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия), утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.06.2010 N274 "О Правилах определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия)".

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 30.06.2015.

Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  РФ  неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 30 мая 2014 года водитель Шляховский В.В. следовал с грузом по маршруту п. Верхний Бестях – г. Якутск, управляя автотранспортным средством SHAANQI SX3255DR384, государственный номер У 431 КЕ 14, принадлежащим ответчику.

Сотрудниками ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» произведено взвешивание автомобиля ответчика, о чем составлен акт от 30 мая 2014 года № 30-1, в котором зафиксировано, что фактическая полная масса автомобиля составила 41, 410 тонн, при допустимой нагрузке 19 тонн, на ось нагрузка допустимая/фактическая 7/8,08; 6/16,8; 6/16,53.

05 июня 2014 года водитель Шляховский В.В. также следовал с грузом по автомобильной дороге «Умнас», управляя автотранспортным средством SHAANQI SX3255DR384, государственный номер У 431 КЕ 14, принадлежащим ответчику.

Сотрудниками ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» произведено взвешивание автомобиля ответчика, о чем составлен акт от 05 июня 2014 года № 05- 3, в котором зафиксировано, что фактическая полная масса автомобиля составила 35, 890 тонн, при допустимой нагрузке 19 тонн, на ось нагрузка допустимая/фактическая 7/7,02; 6/15,05; 6/13,82.

По результатам взвешивания были составлены акты от 30.05.2014, от 05.06.2014.

Согласно материалам дела в период с 25 мая 2014 по 25 июня 2014 в соответствии с приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) №13-116 от 18.04.2014 «О временном ограничении движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенне-летний период 2014 года; О внесении изменений в приложение №1 к приказу от 18.04.2014 №13-116 «О временном ограничении движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенне-летний период 2014 года; О внесении изменений в приложение к приказу от 18.04.2014 №13-116 «О временном ограничении движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенне-летний период 2014 года» было введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения с превышением временно установленной допустимой нагрузки на ось.

Таким образом материалами дела подтверждается, что собственник автомобиля, ответчик по делу, использовал указанное транспортное средство с нарушением установленного порядка эксплуатации транспортного средства в период введенных ограничений в связи с чем такое средство признается тяжеловесным.

Статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется (ч.3):

1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи;

2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи;

3) наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.8).

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется (ч.9):

1) Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

3) органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения;

4) собственником автомобильной дороги в случае движения таких транспортных средств по частным автомобильным дорогам.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" установлены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответственно - транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

В целях настоящих Правил под транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство, или комбинация транспортных средств (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные:

Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом";

Решением о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств (п.2 Правил).

Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (п.3 Правил).

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, автодорога п. Верхний Бестях – г. Якутск является участком автомобильной дороги  «Умнас» общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Саха (Якутия).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с пунктом 8 статьи 10, частью 5 статьи 26 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.02.2010 802-З N 495-IV "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Саха (Якутия)" и п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) приняло Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.06.2010 N 274 "О Правилах определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия)"

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по делу n А19-6137/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также