Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу n А19-3670/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                                          Дело №А19-3670/2015

«15» июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей Никифорюк Е.О., Ячменёв Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц.,

при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области Парниковой Н.Н. (доверенность от 19.01.2015 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Фармасинтез» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2015 года по делу №А19-3670/2015 (суд первой инстанции – Загвоздин В.Д.),

установил:

Открытое акционерное общество «Фармасинтез» (ИНН 3810023308, ОГРН 1023801426538, далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области (ИНН 3808185774, ОГРН 1083808014377, далее – инспекция, налоговый орган) и Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ИНН 3808114068, ОГРН 1043801064460, далее – Управление) о признании незаконными решений от 11.09.2014 № 15-10.1/2987, от 26.01.2015 № 26-13/001047@.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2015 года по делу №А19-3670/2015 заявленные требования удовлетворены частично.

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области от 11.09.2014 №15-10.1/2987 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 26.01.2015 №26¬13/001047@) в части привлечения к ответственности по ст.119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 291 939 руб. 59 коп. признано незаконным, как несоответствующее положениям Налогового кодекса РФ.

Решение Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 26.01.2015 №26-13/001047@ в части отказа в удовлетворении жалобы Открытого акционерного общества «Фармасинтез» в отношении штрафа в размере 291 939 руб. 59 коп. признано незаконным, как несоответствующее положениям Налогового кодекса РФ.

Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области и Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Фармасинтез», в том числе обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области возвратить Открытому акционерному обществу «Фармасинтез» уплаченный штраф в размере 291 939 руб. 59 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме.

По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что правонарушение, допущенное обществом, было выявлено налоговым органом до начала проведения камеральной проверки, следовательно, подлежали применению правила п. 1 ст. 101.4 НК РФ. Кроме того, судом не в полной мере учтены общие начала привлечения к налоговой ответственности, применено неверное толкование статьи 119 НК РФ без учета специфики порядка уплаты НДС.

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с доводами жалобы не согласилась.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 19.06.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

ОАО «Фармасинтез», УФНС по Иркутской области явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, заслушав пояснения представителя налогового органа, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, налоговым органом при обнаружении факта несвоевременного представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года составлен 14.07.2014 акт камеральной проверки № 15¬1031/3596. Указанный акт совместно с извещением от 22.07.2014 №15-21/2747 о времени и месте рассмотрения материалов проверки, назначенных на 11.09.2014 на 10 час. 30 мин., направлены налогоплательщику по почте заказным письмом и получены им 29.07.2014г., о чем свидетельствует почтовое уведомление.

По итогам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 11.09.2014 № 15-10.1/2987 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств в виде штрафа размере 683879 руб. 17 коп.

Указанное решение направлено налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи и получено им 19.09.2014г.

Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области решением №26- 13/001047@ от 26.01.2015 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области от 11.09.2014 № 15-10.1/2987 отменено в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 341939 руб. 59 коп.

Общество, считая, что решения инспекции и управления не соответствуют законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленного налогоплательщиком требования.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность установлена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ определено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Согласно положениям ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Пунктами 1 и 2 ст. 101 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Пунктом 1 ст. 174 НК РФ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) установлено, что уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым пер годом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ (в соответствующей редакции) налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Налоговый период по НДС (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.01.2014 Обществом представлена первичная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2013 года, с суммой налога к уплате 43 013 229 рублей. В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ срок проведения камеральной налоговой проверки по указанной декларации истекает 21.04.2014.

Таким образом, в рассматриваемом случае налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2013 года должна быть представлена не позднее 20.01.2014, однако налогоплательщиком данная декларация была представлена 21.01.2014, что не оспаривается обществом. Соответственно обязанность по своевременному представлению налоговой декларации в установленный законодательством срок налогоплательщиком не исполнена.

20.02.2014 обществом представлена уточненная налоговая декларация по НДС с номером корректировки 1, с суммой налога к уплате 41 507 384 рублей.

28.03.2014 обществом представлена уточненная налоговая декларация по НДС с номером корректировки 2, с суммой налога к уплате 40 305 808 рублей.

В соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 8 1 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу n А58-1670/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также