Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу n А78-13626/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, Чита, ул. Ленина, 100б тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85 http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А78-13626/2014 «30» июня 2015 года Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2015 года. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Басаева Д.В., судей Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., при участии в судебном заседании представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Тестовой А.В. (доверенность от 12.01.2015), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите Караваевой П.А. (доверенность от 25.12.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 апреля 2015 года по делу № А78-13626/2014 (суд первой инстанции – Бронникова Е.А.), установил: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ИНН 7536095984, ОГРН 1087536008801, далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите (ИНН 7536057435, ОГРН 1047550035400, далее – налоговый орган, инспекция) об обязании налогового органа возвратить сумму излишне уплаченного единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 24241,59 руб., о взыскании с налогового органа процентов, подлежащих уплате департаменту, в размере 7876,33 руб. Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 апреля 2015 года по делу № А78-13626/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме. Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о пропуске департаментом срока исковой давности, поскольку по состоянию на 07.02.2011 Департаменту не было известно, кто будет являться надлежащим ответчиком по иску о защите права. Лишь 20 декабря 2011 года Департамент определился с ответчиком, поскольку при повторном обращении в МИФНС № 2 по г.Чите в решении об отказе от 05.12.2011 г. № 17826 было сообщено следующее: «Произвести возврат суммы 24 241,59 руб. с ББК 18210201020071000110 ФСС не представляется возможным, так как по результатам камеральной проверки налоговых деклараций по ОПС и ЕСН за 2009 года выявлены расхождения. Начисления не соответствуют данным. Требуется корректировка деклараций за 2009 год». То есть в данном письме МИФНС № 2 по г.Чите уже не указывает на других лиц, ответственных по возврату переплаты. Таким образом, срок исковой давности начинает исчисляться именно с 20 декабря 2011 года, когда Департаменту стало известно одновременно и о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Департамент обратился в Арбитражный суд Забайкальского края за защитой нарушенных прав 04 декабря 2014 года, т.е. в пределах срока исковой давности. Кроме того, в соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Так, письмом от 10.02.2014 г. № 12-36/03172 МИФНС № 2 по г.Чите сообщила, что по состоянию на 10.02.2014 г. переплата по налогу восстановлена, предложено провести сверку расчетов с бюджетом. При таких обстоятельствах течение срока исковой давности начинается заново, т.е. с 10 февраля 2014 года. В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с доводами жалобы не согласилась. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 27.05.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела, 20.12.2010г. заявитель обратился в МРИ ФНС № 2 по г. Чите с заявлением о возврате излишне уплаченного единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования в размере 24241,61 руб. ( л.д.7). Налоговый орган 17.01.2011 года вынес решение № 15849 об отказе в осуществлении зачета (возврата) (л.д.10), которое получено департаментом 07.02.2011 года о чем свидетельствует отметка вх. номера. При этом, в данном решении об отказе имеется ссылка на обращение заявителя от 17.01.2011 года № 16737383, тогда как департамент датировал свое заявление о возврате 20.12.2010 № 02-10/8986. В ходе судебного разбирательства представитель инспекции пояснил, что в решении налогового органа от 17.01.2011 года № 15849 об отказе в осуществлении зачета (возврат) имеется опечатка в указании даты и номера обращения департамента с заявлением, фактически рассматривалось заявление департамента от 20.12.2010 года Представители департамента в судебном заседании подтвердили, что решение об отказе от 17.01.2011 года ими расценено на их обращение от 20.12.2010 года. Обращаясь с заявлением в налоговый орган, заявитель также 20.12.2010 года обратился в Фонд социального страхования с заявлением № 02-10/8985 о возврате 1839,12 руб., которое было удовлетворено фондом социального страхования и платежным поручением № 195 от 14.01.2011 года на лицевой счет департамента перечислены денежные средства в затребуемой сумме с указанием назначения платежа «возврат задолженности по ЕСН на 01.01.2010 года» 18.11.2011 года департамент повторно обратился в МРИ ФНС № 2 по г. Чите с заявлением № 01-10/8111 с просьбой осуществить возврат излишне уплаченного ЕСН, зачисляемого в ФСС в размере 24241,59 руб. ( л.д. 11). Налоговый орган 05.12.2011 года повторно вынес решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) за № 17826, которое получено департаментом 20.12.2011 года (л.д. 12). В данном решении имеется также опечатка в указании даты обращения департамента в инспекцию. 18.02.2014 года департамент в адрес инспекции направил письмо за № 01-10/1000, которым просит разъяснить ситуацию с имеющейся, по его мнению, переплатой по фонду социального страхования за 2009 год в размере 24241,61 руб. (л.д. 13). Письмом за № 12-36/03172 «О списании переплаты» (вх. департамента № 1725 от 03.03.2014 года) заявителю сообщено, что по состоянию на 28.01.2010 года имелась переплата по налогу в размере 88757,65 руб., по пени - 1123,80 руб. В ходе камеральной налоговой проверки деклараций по ОПС и ЕСН за 2009 год выявлены расхождения и произведен отказ в возврате суммы переплаты. В связи с не урегулированием налогоплательщиком вопроса по налоговым декларациям, инспекцией карточка «Расчеты с бюджетом», в которой значилась переплата свыше трех лет, закрыта. По состоянию на 10.02.2014г. переплата восстановлена. Также указанным письмом предложено заявителю провести сверку расчетов с бюджетом (л.д. 14). По состоянию на 01.01.2014г года проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (л.д. 17-25). После проведенной сверки 03.06.2014 года Департамент обратился в налоговый орган с просьбой вернуть переплату по ЕСН в сумме 24241,59 руб. (л.д.26). 17.06.2014 года МРИ ФНС № 2 по г. Чите вынесено решение № 22596 об отказе в осуществлении зачета (возврата) по мотиву пропуска трехлетнего срока со дня уплаты указанной суммы (л.д. 27). 13.11.2014 года департамент в очередной раз обратился в налоговый орган с просьбой рассмотреть вопрос зачета переплаты или произвести ее возврат (л.д.28). МРИ ФНС № 2 по г. Чите вынесено решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) № 23161 от 25.11.2014 года по причине истечения трехлетнего срока со дня уплаты указанной суммы. 4 декабря 2014 года департамент обратился в суд с требованием, которым просит обязать инспекцию произвести возврат суммы излишне уплаченного единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования Российской Федерации, в размере 24241,59 руб., а также взыскать с налогового органа проценты, подлежащие уплате департаменту, в размере 7876,33 руб. Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного налогоплательщиком требования. В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01 января 2010 года глава 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации признана утратившей силу в связи с принятием Федерального Закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», и с этого момента ЕСН заменён страховыми взносами на обязательное медицинское страхование, уплачиваемыми в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемыми в Фонд социального страхования Российской Федерации. Согласно статье 38 указанного Федерального закона № 213-ФЗ от 24.07.2009 права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до дня вступления в силу пункта 2 статьи 24 настоящего Федерального закона. Следовательно, суммы излишне уплаченного до указанного момента единого социального налога подлежат возврату или зачёту в счёт иных налогов, погашения недоимки по иным налогам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения в порядке статьи 78 НК РФ, а потому разрешение соответствующих вопросов в этой связи входит в компетенцию налоговых органов. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. В силу пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Пунктом 7 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.06.2001 № 173-О, статья 78 НК РФ не направлена на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). По мнению заявителя, срок, предусмотренный п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ, необходимо исчислять с 20.12.2011г. (вх. когда получено второе решение инспекции № 17826 об отказе в осуществлении зачета (возврата) либо с 10.02.2014г. (когда изготовлено письмо инспекции «о списании переплаты» № 12-36/03172). Исчисление департаментом трехлетнего срока с указанных дат судом первой инстанции правильно признано ошибочным по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, а именно: справки Фонда социального страхования РФ по состоянию на 01.01.2010г. (л.д.57), баланса на 01.01.2010г. (л.д.58-63), расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования РФ за 2009г. (л.д.64-69) у заявителя имелась переплата по фонду социального страхования и департамент о наличии излишне уплаченного единого социального налога знал еще в 2010г., что и не опровергалось представителями заявителя в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции (аудиозапись). Как следует из материалов дела, в судебном заседании от 15.01.2015г. (аудиозапись) представитель департамента пояснила, что задолженность образовалась по итогам 2010г., о переплате стало известно из баланса на 01.01.2010г., где в разделе Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу n А19-13483/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|