Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу n А19-1862/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                                         Дело №А19-1862/2015

«23» июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 апреля 2015 года по делу №А19-1862/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (суд первой инстанции – Загвоздин В.Д.),

установил:

Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (ИНН 6608003052, ОГРН 1026600000460, далее – общество, банк) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области (ИНН 3808185774, ОГРН 1083808014377, далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.08.2014 № 06-29/85..

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 апреля 2015 года по делу №А19-1862/2015 заявленные требования удовлетворены.

Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта в полном объеме, поскольку судом нарушены нормы материального права.

В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами жалобы не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.05.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 215 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ОАО «СКБ-БАНК» в лице филиала «ОМСКИЙ» открыт счет ООО «Лигири», при наличии решений налогового органа о приостановлении операций по счета этого лица. Номер открытого счета: 40702810870300000419, категория счета: расчетный, дата открытия - 06.03.2014.

Факт открытия ОАО «СКБ-БАНК» счета указанному обществу, при наличии приостановления операций по счету ООО «Лигири» в другом банке, послужил основанием для составления инспекцией акта от 20.03.2014 №06-29/85 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123). Уведомлением от 03.07.2014 №06-29/10373 ОАО «СКБ-БАНК» поставлен в известность о времени и месте рассмотрения дела о налоговом правонарушении.

26.08.2014 инспекцией принято решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение № 06-29/85, согласно которому ОАО «СКБ-БАНК» привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 132 НК РФ за открытие банком счета ООО «Лигири» при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица, в виде штрафа в размере 20000 руб.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «СКБ-БАНК» обжаловало его в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления от 17.12.2014 №26-13/020939 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Считая, что решение инспекции от 26.08.2014 №06-29/85 не соответствует закону, ОАО «СКБ-БАНК» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно пункту 1 статьи 132 НК РФ открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица, влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Субъектами ответственности по данной статье признаются кредитные организации, соответственно, ОАО «СКБ-БАНК» является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.

Исходя из диспозиции пункта 1 статьи 132 Кодекса, объективной стороной данного правонарушения является:

- открытие банком счета лицу, указанному в названном пункте, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе;

- открытие банком счета лицу, указанному в названном пункте, при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

Пунктом 1 статьи 76 НК РФ определено, что приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ, в редакции до изменений внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 №248-ФЗ, при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Федеральным законом от 23.07.2013 №248-ФЗ внесены изменения в пункт 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ, а именно, слово «банк» заменен словом «банки» (подпункт а) пункта 20 статьи 1 указанного закона, который вступил в силу с 01.01.2014 (пункт 3 статьи 6 закона)), а также указанный пункт дополнен абзацем следующего содержания: «Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. » (пункт б) пункта 20 статьи 1 указанного закона, который вступил в силу с 24.08.2013 (пункт 1 статьи 6 закона)).

С учетом внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 №248-ФЗ изменений, с 01.01.2014 абзац 1 пункта 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ изложен в следующей редакции: При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что до 01.01.2014 банки не вправе были открывать счета заинтересованным лицам при наличии в этом банке решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика, т.е. соответствующий запрет распространялся лишь на тот банк, в котором открыт счет, по которому приостановлены операции по счетам. После указанной даты (01.01.2014) приостановка операций по счету налогоплательщика в одном банке влечет за собой запрет на открытие счетов как банку, в котором приостановлении операции по счетам налогоплательщика, так и другим банкам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решениями инспекции от 23.05.2013 №14861, №14862 приостановлены операции по счету ООО «Лигири», открытому в Филиале «Иркутский» «МОЙ БАНК» (ООО). В нарушение положений ст.76 Налогового кодекса РФ 06.03.2014 заявитель открыл ООО «Лигири» новый расчетный счет.

Принимая во внимание, что на момент открытия ОАО «СКБ-БАНК» счета ООО «Лигири» (06.03.2014), операции по счету последнего были приостановлены в ФИЛИАЛ «ИРКУТСКИЙ» «МОЙ БАНК» (решения инспекции от 23.05.2013), в действиях ОАО «СКБ- БАНК» имеется событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 132 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 110 Налогового кодекса РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

Как отмечалось выше, с 01.01.2014 приостановка операций по счету налогоплательщика в одном банке влечет за собой запрет на открытие счетов не только банку, в котором приостановлении операции по счетам налогоплательщика, но и другим банкам (пункт 12 статьи 76 НК РФ).

Учитывая, что банки не обладают информацией о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в иных банках, в целях исполнимости указанного запрета на открытие счетов пункт 12 статьи 76 НК РФ дополнен абзацем вторым, которым на Федеральную налоговую службу, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, возложена обязанность по разработке порядка информирования банков о приостановлении операций по счетам.

Вместе с тем, судом установлено, что доказательств принятия на момент совершения заявителем рассматриваемого правонарушения названного порядка информирования Федеральной налоговой службой и его согласование с Центральным банком Российской Федерации, материалы дела не содержат, а налоговым органом не представлено.

Такой приказ утвержден только приказом ФНС России от 20.03.2015 №ММВ-7- 8/117@, зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2015 за №36723, опубликован 07.04.2015 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и вступает в действие с 18.04.2015.

Для установления вины банка во вменяемом правонарушении налоговый орган должен был при принятии оспариваемого решения доказать, что заявитель знал или должен был знать в силу норм законов или иных правовых актов о принятии в отношении ООО «Лигири» решений о приостановлении операций по счетам.

Как следует из материалов дела, суд первой инстанции определением от 10.02.2015 предлагал налоговому органу представить решение о приостановлении операций по счетам ООО «Лигири» и доказательства доведения информации об этом до заявителя, либо доказать доведение до заявителя информации о необходимости использования системы «Банкинформ».

В подтверждение указанных обстоятельств налоговый орган сослался только на письмо Федеральной налоговой службы от 20.02.2014 №ПА-4-6/3003 об использовании интернет-сервиса «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков», который позволяет кредитным организациям осуществлять проверку наличия решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках.

Иных доказательств, бесспорно свидетельствующих об информированности ОАО «СКБ-БАНК» о приостановлении операций по счетам ООО «Лигири» в других банках, на момент открытия указанному обществу счета, налоговым органом не представлено.

Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что указанное письмо публиковалось в каком-либо официальном источнике информации, в тексте этого письма только указано, что сведения о наличии интернет-сервиса направлены в Банк России письмом ФНС России от 13.02.2014 №НД-4-8/2283.

В письме от 13.02.2014 №НД-4-8/2283 Федеральная налоговая служба сообщает, что функциональный модуль Интернет-сервиса «Запрос о действующих решениях о приостановлении» включен в состав «Системы информирования банков о состоянии обработки электронных документов» («БАНКИНФОРМ»), размещенной на официальном сайте ФНС России. Информация

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу n А78-10799/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также