Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2015 по делу n А78-199/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                              Дело №А78-199/2015

«15» июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,

при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Забайкальскому краю Дрожжина В.В. (доверенность от 27.04.2015), Вайвод О.А. (доверенность от 25.12.2014),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АРМЗ Сервис» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2015 года по делу №А78-199/2015 (суд первой инстанции – Минашкин Д. Е.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «АРМЗ Сервис»  (ИНН 7708671295, ОГРН 1087746628903, далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Забайкальскому краю (ИНН 7530010409, ОГРН 1047542001517, далее – ответчик, инспекция, налоговый орган) об обязании осуществить возврат излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в размере 5 889 387,62 руб.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 марта 2015 года по делу №А78-199/2015 в удовлетворении заявленного иска отказано.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с доводами жалобы не согласилась.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 13.05.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Общество явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобе в отсутствие его представителей. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения представителей налогового органа, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в налоговый орган с заявлением № 9547946 от 29.08.2014 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, в сумме 5 889 387,62 руб.

Налоговый орган решением от 01.09.2014 № 213 отказал заявителю в возврате истребуемой переплаты ввиду истечения трехлетнего срока со дня уплаты налога, предусмотренного пунктом 7 статьи 78 НК РФ.

Заявитель обратился в суд с исковым заявлением об обязании инспекции осуществить возврат истребуемой суммы налога.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ определено, что налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1-3, 6-9 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль в бюджет субъекта в размере 5889387,62 руб., по результатам рассмотрения которого налоговым органом было принято решение от 01.09.2014 № 213 об отказе в возврате истребуемой переплаты ввиду истечения трехлетнего срока со дня уплаты налога со ссылкой на пункт 7 статьи 78 НК РФ (т. 1, л.д. 55-58).

До обращения с указанным заявлением в налоговый орган ООО «АРМЗ-Сервис» 30.12.2013 обращалось с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль с учетом подписанного акта сверки взаиморасчетов в размере 6517459,62 руб. (вх. № 00646 от 24.01.2014), по результатам рассмотрения которого инспекцией были приняты решение № 87 от 07.02.2014 о возврате 628072 руб. и решение № 9 от 07.02.2014 об отказе в проведении возврата, в связи с пропуском 3-х лет со дня уплаты налога по п. 7 ст. 78 НК РФ (т. 1, л.д. 59-66).

Налоговым органом подтверждено, что у заявителя имеется переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в размере 5889387,62 руб., что также следует из текста решения УФНС России по Забайкальскому краю от 13.11.2014 № 2.14-20/343-ЮЛ/12520 (т. 1, л.д. 47-49, стр. 3).

Поскольку налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченного либо излишне взысканного налога, пеней и штрафов, в случае отказа налогового органа в удовлетворении его заявления о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней, в том числе и при пропуске срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Кодекса, он вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете сумм.

В этом случае действуют общие правила исчисления сроков исковой давности. В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности устанавливается в три года. Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

При этом вопрос определения времени, когда лицо узнало или должно было узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой допущена переплата налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на заявителя.

Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, спорная сумма, истребованная заявителем в размере 5889387,62 руб., является итогом расхождения показателей между перечисленными им в бюджет субъекта суммами налога на прибыль организаций (7784750,62 руб.) по платежным поручениям (указаны в листе подтвержденной сторонами без разногласий совместной сверки, и приложены в дело), и заявленными к уплате на основании налоговых деклараций суммами налога на прибыль организаций в бюджет субъекта за периоды 2009-2011 годов (1266291 руб.), с учетом внесенных заявителем уточнений в налоговые декларации (расчеты) соответствующих периодов, а также произведенных ему возврата налога по решению № 87 от 07.02.2014 на сумму 628072 руб., и зачета 1000 руб. в счет погашения задолженности по мемориальному ордеру № 7530UN000009408 от 18.12.2012 (7784750,62 руб. - 1266291 руб. - 628072 руб. - 1000 руб. = 5889387,62 руб. - т. 2 л.д. 12-16, 17, 18, т. 3).

Факт возникновения соответствующего отклонения между показателями сумм исчисленного и перечисленного налога был объяснен представителем заявителя произведенной им корректировкой обязательств по налогу на прибыль организаций, обусловленной общим финансовым состоянием общества, с указанием на то, что приведенная сумма в размере 5889387,62 руб. сформировалась как излишне внесенная по итогам 2009, 2010 и 2011 годов.

С обстоятельством излишнего внесения в бюджет приведенной суммы именно за периоды 2009-2011 годов представители налогового органа не спорили.

Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 Налогового кодекса РФ (Кодекса) и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.

Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 Кодекса).

В соответствии со статьями

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2015 по делу n А58-7304/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также