Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу n А58-4400/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                          Дело №А58-4400/2014

«11» июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,

судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Корневой Ольги Яковлевны на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2015 года по делу №А58-4400/2014 по исковому заявлению Корневой Ольги Яковлевны (место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Алдан) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)» в лице филиала по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: адрес: 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, 677007, г. Якутск, ул. Кулаковского, 28) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости (суд первой инстанции: Эверстова Р.И.)

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Корнева Ольга Яковлевна (далее – Корнева О.Я., истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Саха (Якутия) (далее – Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:02:010732:0056, площадью 1 158 кв.м., категория земель – земли поселений, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Алдан, ул. Октябрьская, 33, равной рыночной стоимости в размере 1 813 310 рублей.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2014 года производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 отменено определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30.09.2014 о прекращении производства по делу № А58-4400/2014, исковое заявление Корневой Ольги Яковлевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:02:010732:0056, площадью 1 158 кв. м, категория земель - земли поселений, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Алдан, ул. Октябрьская, 33, равной рыночной стоимости в размере 1 813 310 рублей, направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

В обоснование исковых требований истцом представлен отчет об оценке № 20/2014 от 31.03.2014, произведенной предпринимателем Костенко Н.В. на дату 01.01.2014, получивший положительное экспертное заключение №Э-165/14 от 14.05.2014, саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет об оценке земельного участка, - НП «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки».

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2015 года в удовлетворении исковых требований Корневой О.Я. отказано по тем основаниям, что указанная в отчете оценщика рыночная стоимость земельного участка в сумме 1 813 310 руб. не может быть принята в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка, поскольку определена по состоянию на 01.01.2014, а не на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной нормативным актом органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), - 01.01.2012.

Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований, по мотивам неправильного применения судом норм процессуального и материального права, а также несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не применил положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, согласно которой в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В Постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 №374 «О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)» отсутствуют сведения о дате, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость земельных участков.

На дату заключения договора о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка в открытом доступе отсутствовали источники, из которых можно было получить информацию о дате, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия). Соответственно, оценщиком установлена дата оценки, исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки, вступившего в силу с 01.01.2014.

Кадастровой палатой отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 13.05.2015.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжений главы Администрации г. Алдана Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 1998 года № 2-86ср и от 7 июля 2000 года № 324 за Корнеевой О.Я. зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 14:02:010732:0056, площадью 1 158 кв.м., категория земель – земли поселений, расположенным по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Алдан, ул. Октябрьская, 33, о чем 22 декабря 2006 года выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 14-АА № 327695 (т. 1, л.д. 84).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 9 июля 2014 года № 14/13-381034, кадастровая стоимость земельного участка составила 4 994 917,2 рублей (т. 1, л.д. 12-13). Разрешенное использование земельного участка – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; фактическое использование земельного участка – земельный участок торгового павильона «Аленушка».

Такая кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 № 374 «О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)».

Для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:02:010732:0056 Корнева О.Я. обратилась к индивидуальному предпринимателю Костенко Н.В.

Согласно подготовленному предпринимателем Костенко Н.В. отчету об оценке №20/2014 от 31 марта 2014 года рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года составляет 1 813 310 руб. (т. 1, л.д. 24-83). На данный отчет получено положительное экспертное заключение №Э-165/14 от 14.05.2014 саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет об оценке земельного участка, - НП «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки».

Посчитав, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:02:010732:0056 значительно превышает его рыночную стоимость, Корнева О.Я. обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в  удовлетворении исковых требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Заявленные истцом требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.

Требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Данный подход основан на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлении от 28.06.2011 №913/11.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее – орган кадастрового учета).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.

Пункт 5 указанного Положения к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 4 данного Положения установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Вместе с тем согласно приказу Росреестра от 11.03.2010 №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости переданы ФГУ   «Земельная   кадастровая   палата»  по  Республике Саха (Якутия) (в  настоящее   время   –   ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Саха (Якутия).

Следовательно, исковые требования правомерно заявлены к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Саха (Якутия).

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 по делу n А19-14915/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также