Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А19-20310/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                              Дело №А19-20310/2014

«10» июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Антей» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2015 года по делу №А19-20310/2014 (суд первой инстанции – Габескирия М.Н.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Антей» (ИНН 3801067852, ОГРН 1033800539442, далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564, далее – министерство) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области в установлении основного и вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка площадью 4051 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000011:934, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Генерала Доватора, предоставленного ООО «Антей» по договору аренды от 28.10.2011 № 4650, изложенного в письме от 24.10.2014 № 51-35-7530/4; обязании министерства имущественных отношении Иркутской области принять решение о выборе в отношении земельного участка площадью 4051 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000011:934, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Генерала Доватора, предоставленного ООО «Антей» по договору аренды от 28.10.2011 № 4650 года основного вида разрешенного использования земельного участка - «объекты административно-делового назначения», вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка - «объекты хранения и обслуживания автотранспорта».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительного предмета спора привлечена Администрация города Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610, далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2015 года по делу №А19-20310/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.

ООО «Антей» обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, отзывы на жалобу не представили.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 13.05.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании пунктов 1.1., 1.6 договора аренды земельного участка от 28.10.2011 № 4650, заключенного Администрацией города Иркутска (арендодателем), с Обществом с ограниченной ответственностью «Антей» (арендатором), арендодатель обязался передать арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок, из земель населенных пунктов, площадью 4051 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000011:394, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул.  Генерала Доватора, для благоустройства территории.

Согласно пункту 1.2 договора, место исполнения договора: г. Иркутск, ул. Генерала Доватора.

В соответствии с пунктом 1.7 договора, договор действует с 02.09.2011 по 02.09.2016.

Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 02.09.2011.

Договор аренды от 28.10.11 № 4650 зарегистрирован в установленном законом порядке 30.11.2011.

Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка от 13.10.2011 № 3800/601/11-94728 21.04.2011, в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000011:934, с разрешенным использованием: для благоустройства территории.

Распоряжением администрации города Иркутска от 09.07.2013 № 504-02-2055/13 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:36:000011:934, площадью 4051 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в Ленинском районе г. Иркутска, ул. Генерала Доватора, с «для благоустройства территорий» на «открытая автостоянка».

Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка от 12.03.2014 № 3800/601/14-113186            21.04.2011, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 38:36:000011:934: открытая автостоянка.

На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» подписанного 16.06.2014 министерством имущественных отношений Иркутской области с обществом с ограниченной ответственностью «Антей» дополнительного соглашения № 47 к договору аренды от 28.10.2011 № 4650, министерство имущественных отношений Иркутской области является арендодателем по договору аренды земельного участка от 28.10.2011 № 4650.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз, распоряжение в соответствии со ст.ст.30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса Российской Федерации земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области.

В поступившем 18.09.2014 в министерство имущественных отношений Иркутской области письме ООО «Антей» испрашивало о принятии решения об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000011:934 основного вида разрешенного использования «объекты административно-делового назначения», вспомогательного вида разрешенного использования «объекты хранения и обслуживания автотранспорта».

В письме от 24.10.2014 № 51-35-8530/4 министерство имущественных отношений Иркутской области, ссылаясь на то, что с ООО «Антей» заключен договор аренды № 4650 земельного участка с кадастровым номером 38:36:000011:934 с целевым назначением: открытая автостоянка, отказало в изменении вида разрешенного использования названного земельного участка, так как это противоречит части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленного требования ООО «Антей» ссылается на то, что отказывая в установлении основного и вспомогательного вида использования земельного участка министерство имущественных отношений Иркутской области нарушило законодательно закрепленное право заявителя самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков.

Кроме того, заявитель указывает на то, что часть 1 статьи 30 ЗК РФ, регламентирует порядок предоставления земельных участков для строительства, тогда как ООО «Антей» с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство не обращалось

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. При этом пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет обществу изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительным регламентом без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с пунктом 4 названной нормы права основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 09.08.2012 № 427-пп «О перечне случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах», предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также земельных участков, находящихся на территории города Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах, в том числе в случае предоставления земельных участков в аренду для строительства административных, офисных зданий и объектов в сфере образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства.

С учетом приведенных норм суд первой инстанции, исходя из того, что предоставление земельного участка для строительства объектов административно-делового назначения осуществляется в порядке, предусмотренном статей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, на торгах, пришел к выводу о том, что изложенный в письме министерства имущественных отношений Иркутской области от 24.10.2014 № 51-35-8530/4 отказ в установлении основного и вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка площадью 4051 кв.м. с кадастровым номером 38:36:000011:934, расположенного по адресу: г.Иркутск, Ленинский район, ул.Генерала Доватора, предоставленного ООО «Антей» по договору аренды от 28.10.2011 № 4650, не противоречит пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением городской Думы города Иркутска от 27.12.2013 № 005-20-530901/3 утверждены Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска.

В адресованном ООО «Антей» письме от 22.10.2014 № 957-74-5574/14 Департамент обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике города Иркутска сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000011:934 находится в территориальной зоне «Зона размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения (ОДЗ-201)», в планировочном микрорайоне 18:13:00.

Согласно Градостроительным регламентам в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах территориальных зон планировочного микрорайона 18:13:00, в зоне ОДЗ-201, основными видами разрешенного использования, являются: объекты административно-делового назначения, объекты социально-бытового назначения, объекты культурно-досугового назначения,

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А19-2956/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также