Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А19-16044/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                     Дело № А19-16044/2014

09 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2015 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. В. Желтоухова, Д. В. Басаева при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Иркутской области на решение Арбитражного суда  Иркутской области от 09 февраля 2015 года по делу № А19-16044/2014 по исковому заявлению  Министерства экономического развития Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140; адрес: г. Иркутск, ул. Ленина, 1А) к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр по присмотру и уходу за детьми «Лилия» (ОГРН 1123850036090, ИНН 3812143022; адрес: г. Иркутск, ул. Маршала Конева, 20, офис 1006) о взыскании 300 000 руб.,

(суд первой инстанции судья   Кшановская Е.А.)

при участии в судебном заседании:

от истца Министерства: не явился;

от ответчика ООО «Центр по присмотру и уходу за детьми «Лилия»: не явился;

установил:

Министерство экономического развития Иркутской области (далее истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр по присмотру и уходу за детьми «Лилия»  (далее ответчик, ООО «Центр по присмотру и уходу за детьми «Лилия») о взыскании 300 000 руб., составляющих размер субсидии, перечисленной ответчику по соглашению №62-57-560/2 от 24.12.2012.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что бюджетные средства истрачены по целевому назначению.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об  удовлетворении требований. Заявитель апелляционной жалобы указал на недоказанность достижения ООО «Центр по присмотру и уходу за детьми «Лилия» целевых показателей, тогда как достижение таких показателей является обязательным как по условиям Положения о предоставлении субсидии, так и в силу заключенного соглашения.

ООО «Центр по присмотру и уходу за детьми «Лилия» в отзыве на апелляционную жалобу указало на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просило оставить решение суда в силе.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ, однако своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

В соответствии с определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2015 года произведена замена судьи Сидоренко В.А. на судью Басаева Д.В. в связи с нахождением судьи Сидоренко В.А. в отпуске.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24.12.2012 сторонами заключено соглашение №62-57-560/2 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат, в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, на «Поддержку начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса» в размере 300 000 руб.

Выполняя условия соглашения, истец предоставил ответчику 300 000 руб. субсидии.

Пунктом 3 раздела 2 заключенного сторонами соглашения предусмотрено, что получатель (ответчик):

а)    обеспечивает целевое использование субсидии в соответствии со сметой расходов субсидии (приложение № 1);

б)       в случае изменения платежных реквизитов незамедлительно уведомляет министерство путем направления соответствующего письменного извещения, подписанного уполномоченным лицом;

в)    в течение месяца после использования субсидии предоставляет министерству документы, подтверждающие использование субсидии;

г)    через 12 месяцев после поступления субсидии обеспечивает достижение следующих показателей: налоговые отчисления за 12 месяцев в размере 485 000 руб.; количество сохраненных рабочих мест в течение 12 месяцев - 9; количество вновь созданных рабочих мест в течение 12 месяцев - 12 (подпункт «г» пункта 3 раздела 2);

д)    в течение месяца по истечении 12 месяцев после поступления субсидии представляет министерству отчет о достижении целевых показателей;

е)    по запросу министерства представляет информацию и документы, необходимые для проведения проверок исполнения условий соглашения;

ж)   в случае нецелевого использования субсидии обеспечивает выполнение принятых по соглашению обязательств за счет собственных средств.

В случае неиспользования (полностью или частично) полученной субсидии, нецелевого расходования средств субсидии либо недостижения показателей, предусмотренных подпунктом «г» пункта 3 раздела 2, у ответчика возникает обязанность возвратить полученные денежные средства (подпункты «г», «д» пункта 2 раздела 2 соглашения).

Истец, указал, что ответчиком выполнено условие о целевом расходовании средств субсидии в соответствии со сметой расходов субсидии (приложение № 1), однако условия договора, предусматривающие достижение показателей, предусмотренных подпунктом «г» пункта 3 раздела 2, Обществом не выполнены.

В связи с нарушением обязательств, установленных подпунктом «г» пункта 3 раздела 2 соглашения №62-57-560/2 от 24.12.2012, истец на основании подпункта «г» пункта 2 соглашения направил ответчику требование №62-37-1999/4 от 01.07.2014 о возврате субсидии в сумме 300 000 руб.

В связи с неисполнением требования о возврате субсидии, истец обратился в суд с иском. 

Оценивая правомерность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

На основании части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

В Информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период предоставления бюджетных средств, под нецелевым использованием денежных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)  нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, из анализа приведенных норм можно прийти к выводу, что под нецелевым использованием бюджетных средств понимается не только использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, но и использование средств с нарушением условий их получения.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 17  Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Иркутской области от 13 октября 2010 года № 251-пп "О долгосрочной целевой программе "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области" на 2011 - 2012 годы" постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2011 года № 260-пп утверждено Положение о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства (далее Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения субсидии предоставляются:

1) на создание собственного бизнеса;

2) на компенсацию части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей;

3) на субсидирование части затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;

4) на содействие повышению энергоэффективности производства;

5) на поддержку действующих инновационных компаний;

6) на поддержку начинающих малых инновационных компаний;

7) на создание микрофинансовых организаций.

Главой 10 Положения установлен порядок предоставления субсидий.

Для получения субсидии необходимо предоставить Организатору  либо  в  структурное  подразделение  администрации  муниципального образования Иркутской области, курирующее вопросы поддержки и развития малого  и  среднего  предпринимательства  на территории которого зарегистрирован и осуществляет  свою деятельность участник конкурса, конкурсную заявку (пункт 45).

Отбор участников конкурса осуществляет конкурсная комиссия, действующая  на  основании  положения  и  в  составе,  утверждаемых Правительством Иркутской области.

Победителями конкурса признаются участники конкурса, набравшие 50 баллов и выше в соответствии c критериями оценки, установленными настоящим Положением (пункт 56).

Пунктом 14 Положения установлены критерии оценки участников конкурса на получение субсидии на создание собственного бизнеса, в том числе критерии:     Количество  сохраняемых   рабочих мест в течение календарного  года со дня получения субсидии;     Количество     рабочих     мест, планируемое к созданию в  течение календарного    года    со    дня получения субсидии;     Объем    налоговых    отчислений, планируемых за календарный год со дня  получения   субсидии,   тыс. При этом, за наибольшее значение показателей по названным критериям установлено наибольшее количество баллов.

Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии, которое в течение 3 рабочих дней со дня подведения итогов конкурса размещается на официальном сайте Организатора (пункт 61).

В случае нарушения  получателем условий,  установленных при предоставлении  субсидии,  а  также 

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А19-12258/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также