Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А19-16626/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                     Дело № А19-16626/2014

02 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2015 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. В. Желтоухова, Д. В. Басаева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Термо-Шилд Байкал» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2015 года по делу № А19-16626/2014 по заявлению Министерства экономического развития Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140; адрес: 664027, область Иркутская, город Иркутск, улица Ленина, 1А) к Обществу с ограниченной ответственностью «Термо-Шилд Байкал» (ОГРН 1043801541850, ИНН 3811081623; адрес: область Иркутская, город Иркутск, улица Байкальская, 250А, 15,) о взыскании 3 685 115 руб. 65 коп.,

(суд первой инстанции судья Ибрагимова С.Ю.)

при участии в судебном заседании:

от истца Министерства: не явился;

от ответчика ООО «Термо-Шилд Байкал»: не явился;

установил:

Министерство экономического развития Иркутской области (далее истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Термо-Шилд Байкал»  (далее   ответчик, ООО «Термо-Шилд Байкал») о взыскании основного долга в размере 3 685 115 руб. 65 коп., составляющего размер субсидии, перечисленной ответчику по соглашению от 26.12.2012 № 62-57-585/2 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, на поддержку действующих инновационных компаний.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2015 года заявленные требования удовлетворены, с ООО «Термо-Шилд Байкал» в пользу  Министерства взыскано 3 685 115 руб. 65 коп. основного долга.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Термо-Шилд Байкал» обжаловало его в апелляционном порядке, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта. Заявитель апелляционной жалобы указал, что средства субсидии израсходованы по целевому назначению, показатель по созданию рабочих мест достигнут, однако показатель по налоговым отчислениям не достигнут по независящим от Общества обстоятельствам, в связи с невыполнением планового объема реализации тяжелого бетона по причине позднего запуска новой технологии. Заявитель пояснил, что приобретенное оборудование является технически сложным, его установка заняла продолжительное время, достичь предусмотренных соглашением налоговых показателей объективно невозможно за непродолжительный срок 12  месяцев.

Министерство отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ, однако своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права,  пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.12.2012 ООО «Термо-Шилд Байкал» и Министерством подписано соглашение от № 62-57-585/2 о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, на «поддержку действующих инновационных компаний».

По условиям данного соглашения истец обязался предоставить ответчику субсидию из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, на «поддержку действующих инновационных компаний» в размере 3 685 115 руб. 65 коп., а ответчик обязался обеспечить целевое использование субсидии в соответствии со сметой расходов субсидии: изготовление и доставка оборудования до декабря 2013 года стоимостью 3 400 000 руб.; изготовление, доставка, монтаж и пусконаладка пневмоимульсной установки, транспортировки до декабря 2013 года стоимостью 310 000 руб. Всего размер субсидии 3 685 115 руб. 65 коп. (приложение № 1).

Выполняя условия соглашения, истец предоставил ответчику субсидию в виде денежных средств в размере 3 685 115 руб. 65 коп.

Пунктом 3 раздела 2 заключенного соглашения предусмотрены обязательства ответчика, в соответствии с которым ответчик (получатель) обязан:

- обеспечить целевое использование субсидии, предоставленной в соответствии со сметой расходов субсидии (приложение № 1);

- в течение месяца после использования субсидии, но не позднее 12 месяцев после поступления субсидий на расчетный счет ответчика в кредитной организации, предоставить министерству документы, подтверждающие использование субсидии;

- через 12 месяцев после поступления субсидии обеспечить достижение следующих показателей: налоговые отчисления за 12 месяцев в размере 3 640 тыс. рублей; количество сохраненных рабочих мест в течение 12 месяцев – 20; количество вновь созданных рабочих мест в течение 12 месяцев – 5 (подпункт «г» пункта 3 раздела 2);

- в течение месяца по истечении 12 месяцев после поступления субсидии представить министерству отчет о достижении целевых показателей;

- по запросу министерства представить информацию и документы, необходимые для проведения проверок исполнения условий соглашения;

- в случае нецелевого использования субсидии обеспечить выполнение принятых по соглашению обязательств за счет собственных средств.

В случае неиспользования (полностью или частично) полученной субсидии, нецелевого расходования средств субсидии либо недостижения показателей, предусмотренных подпунктом «г» пункта 3 раздела 2, у ответчика возникает обязанность возвратить полученные денежные средства (подпункт «г» пункта 2 раздела 2 соглашения).

В связи с нарушением обязательств, установленных подпунктом «г» пункта 3 соглашения № 62-57-585/2 от 26.12.2012 - налоговые отчисления за 12 месяцев в размере 3 640 тыс. рублей, Министерство направило ООО «Термо-Шилд Байкал» требование от 11.09.2014 о возврате субсидии в течение 10 банковских дней. Требование ответчиком не исполнено, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим требованием.

Оценивая правомерность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

На основании части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

В Информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период предоставления бюджетных средств, под нецелевым использованием денежных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)  нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, из анализа приведенных норм можно прийти к выводу, что под нецелевым использованием бюджетных средств понимается не только использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, но и использование средств с нарушением условий их получения.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 17  Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением Правительства Иркутской области от 13 октября 2010 года N 251-пп "О долгосрочной целевой программе "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области" на 2011 - 2013 годы" постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2012 г. N 636-пп утверждено Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства  (далее Положение).

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что в соответствии с настоящим Положением субсидии предоставляются:

на компенсацию части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей;

на субсидирование части затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;

на содействие повышению энергоэффективности производства;

на поддержку действующих инновационных компаний;

на поддержку начинающих малых инновационных компаний;

на содействие развитию микрофинансовых организаций.

Главой 9 Положения установлен порядок предоставления субсидий.

Для получения субсидии необходимо представить Организатору либо в структурное подразделение исполнительно-распорядительного органа муниципального образования Иркутской области, курирующее вопросы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (далее - структурное подразделение), на территории которого зарегистрирован и осуществляет свою деятельность участник конкурса, конкурсную заявку до истечения срока, установленного в извещении по каждому мероприятию. Структурное подразделение обеспечивает представление конкурсной заявки Организатору в течение 10 календарных дней с момента ее получения (пункт 40 Положения).

Отбор участников конкурса осуществляется конкурсной комиссией по предоставлению субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства (далее - конкурсная комиссия), действующей на основании положения и в составе, утверждаемых Правительством Иркутской области.

В течение 10 рабочих дней со дня истечения установленного в извещении срока подачи конкурсных

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А19-5521/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также