Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А19-11500/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                       Дело № А19-11500/2014

21 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Д. В. Басаева, Э. В. Ткаченко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «Ангарский лес» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2015 года по делу А19-11500/2014 по заявлению Закрытого акционерного общества «Ангарский лес»  (ОГРН 1023802770672, ИНН 3842000896) к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) о признании незаконным предписаний,

(суд первой инстанции судья Мусихина Т. Ю.)

при участии в судебном заседании

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился,

установил

Закрытое акционерное общество «Ангарский лес» (далее заявитель, ЗАО «Ангарский лес», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (далее административный орган, Агентство лесного хозяйства) о признании незаконными предписаний № 3 от 21.02.2014, № 4 от 21.02.2014, № 5 от 21.02.2014, № 8 от 21.02.2014 об устранении нарушений законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемые предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ЗАО «Ангарский лес».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО «Ангарский лес» обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что обжалуемые предписания не основаны на законе и нарушают права и законные интересы Общества.

Агентство лесного хозяйства отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в соответствии с требованием Прокуратуры Иркутской области от 07.02.2014 №7/1­11/41-2014, должностными лицами Агентства лесного хозяйства, на основании распоряжения руководителя административного органа № 419-агр от 13.02.2014 по договору аренды лесного участка № 91-28-2/08 от 28.08.2008 и № 91-33­2/11 от 26.08.2011, проведена внеплановая выездная проверка деятельности ЗАО «Ангарский лес» по соблюдению обязательных требований в сфере использования лесов и охраны окружающей среды.

В ходе проверки административным органом установлено нарушение ЗАО «Ангарский лес» требований действующего законодательства.

Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 21.02.2014.

По результатам проведенной проверки административным органом в адрес ЗАО «Ангарский лес» выданы предписания № 3 от 21.02.2014, № 4 от 21.02.2014, № 5 от 21.02.2014 и № 8 от 21.02.2014 об устранении нарушений законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды.

Заявитель полагая, что указанные предписания не соответствует требованиям закона, а также нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемых предписаний закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов Общества этими предписаниями.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования ЗАО «Ангарский лес» удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Из анализа вышеуказанной нормы права следует, что предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Таким образом, предписание как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Как следует из представленных в материалы дела документов, ЗАО «Ангарский лес» на основании договора аренды лесного участка № 91-28-2/08 от 28.08.2008 Агентством лесного хозяйства предоставлен лесной участок, с целью заготовки древесины, в границах, определенных планом лесного участка:

- Иркутская область, Усть-Удинский район, Усть-Удинское лесничество, Усть-Удинское участковое лесничество, «Ново-Удинская дача», кварталы № 1, 2, 8-18, 27-30, 64, 80, 81, 83, 94, ­107, 111-122;

- Усть-Удинское участковое лесничество, «Муйская дача», кварталы № 35, 53, 55­58, 76-79, 220-232, 242-245;

- Подволоченское участковое лесничество, «Аносовская дача», кварталы № 312-317;

- Усть-Удинское лесничество, Усть-Удинское участковое лесничество, «Муйская дача», кварталы № 53ч, 54, 76ч;

- Технический участок № 1, квартал № 93;

- Подволоченское участковое лесничество, Аносовская дача, кварталы № 317ч, 318.

В ходе проведенной проверки административным органом установлены нарушения ЗАО «Ангарский лес» требований действующего законодательства, выразившиеся в следующем:

- в лесотакционном выделе №15 лесного квартала №53 «Муйской дачи» Усть-Удинского участкового лесничества, где расположен вахтовый поселок, на поверхности снежного покрова обнаружены следы разлива технической жидкости темного цвета, остатки продуктов питания;

- в лесном квартале №53 лесотакционном выделе №15 «Муйской дачи» Усть-Удинского участкового лесничества в лесу находится металлический лом, металлические части техники, а так же порубочные остатки в прилегающих лесных насаждениях;

- в лесном квартале №53 лесотакционном выделе №15 «Муйской дачи» Усть-Удинского участкового лесничества отсутствует пункт сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ), расположенного на территории вахтового поселка.

Согласно выданным Агентством лесного хозяйства по результатам проверки предписаниям № 3 от 21.02.2014, № 4 от 21.02.2014, № 5 от 21.02.2014 и № 8 от 21.02.2014, ЗАО «Ангарский лес» обязано:

- произвести очистку и утилизацию от розлива технической жидкости и остатков от продуктов питания в лесотакционном выделе №15, лесной квартал №53 «Муйской дачи» Усть-Удинского участкового лесничества в срок до 01 апреля 2014 года (предписание № 3 от 21.02.2014);

- произвести уборку в лесных насаждениях от металлического лома и металлических частей от техники в лесотакционном выделе №15, лесной квартал №53 «Муйской дачи» Усть-Удинского участкового лесничества в срок до 01 апреля 2014 года (предписание № 4 от 21.02.2014);

- произвести мероприятие по уборке порубочных остатков на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений в лесотакционном выделе №15, лесной квартал №53 «Муйской дачи» Усть-Удинского участкового лесничества в срок до 01 апреля 2014 года (предписание № 5 от 21.02.2014);

- укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ), расположенного на территории вахтового поселка в лесотакционном выделе №15, лесной квартал №53 «Муйской дачи» Усть-Удинского участкового лесничества в срок до 05 мая 2014 года (предписание № 8 от 21.02.2014).

Частью 1 статьи 29 Лесного кодекса РФ установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 39 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм права ЗАО «Ангарский лес» в лесотакционном выделе №15 лесного квартала №53 «Муйской дачи» Усть-Удинского участкового лесничества, где расположен вахтовый поселок, допустило разлив технической жидкости темного цвета и остатков продуктов питания.

Согласно пункту 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Подпунктом «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм права ЗАО «Ангарский лес» в лесном квартале № 53 лесотакционном выделе №15 «Муйской дачи» Усть-Удинского участкового лесничества допустило наличие металлического лома, металлических частей техники, кроме того, Обществом не проведены мероприятия по очистке мест рубок, укладка порубочных остатков для перегнивания осуществлена в кучи, которые находятся на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А19-19877/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также