Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А78-14289/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                                    Дело № А78-14289/2014

08 мая 2015 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 февраля 2015 года по делу № А78-14289/2014 по заявлению федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН7536029036) о признании недействительным распоряжения Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 № 65-р «О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром» в части предоставления территории для осуществления пользования животным миром в Улетовском районе охотничьему хозяйству «Улетовское» Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов территории площадью 36 9510 га,

в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в деле участвуют: Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), Государственная служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края (ОГРН 1087536009010, ИНН 7536096184), федеральное государственное казенное учреждение «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107746633521,ИНН 7704761773, Забайкальская краевая общественная организация охотников и рыболовов (ОГРН 1027500001891, ИНН 7536031042),

(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.),

при участии в судебном заседании:

от федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – Глуховой В.С. –  представителя по доверенности от 16.02.2015,

от Правительства Забайкальского края – Лепшиной Е.А. – представителя по доверенности от 05.03.2013,

от Министерства обороны Российской Федерации – Глуховой В.С. – по доверенности от 21.01.2015,

от Государственной службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края – Романова А.Ю. – представителя по доверенности от 20.11.2014,

от федерального государственного казенного учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации – Девяткиной Т.В. –   представителя по доверенности от 15.04.2015,

от Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов – Суворовой И.Н. – председателя Правления,

установил:

федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» или учреждение) обратилось в Арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным распоряжения Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 № 65-р «О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром» в части предоставления территории для осуществления пользования животным миром в Улетовском районе охотничьему хозяйству «Улетовское» Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов территории площадью 369 510 га.

Решением суда первой инстанции от 17 февраля 2015 заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что порядок принятия обжалуемого распоряжения, установленный статьей 37 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон о животном мире) в действовавшей на момент принятия распоряжения редакции, нарушен не был, распоряжение принято Правительством Забайкальского края в соответствии с требованиями, установленными законом на момент его принятия.

ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.

Из текста апелляционной жалобы следует, что Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии 75№ 0000044 передана в пользование территория, акватория для осуществления пользования животным миром для целей охоты, в том числе на территории Улетовского района Забайкальского края площадью 369 510 га.

Вышеуказанная лицензия выдана Государственной службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края (далее – Госохотслужба Забайкальского края) 16.04.2010 сроком действия до 26.02.2035 года.

Границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром определены в границах согласно приложению к распоряжению Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 № 65-р «О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром».

На момент издания распоряжения № 65-р правовое регулирование предоставления территории или акватории, необходимых для осуществления  пользования животным миром, осуществлялось в соответствии со статьей 37 Закона о животном мире.

В связи с указанным заявитель апелляционной жалобы полагает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что Правительство Забайкальского края обязано было согласовать предоставление Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, с Министерством обороны Российской Федерации, федеральным государственным казенным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, как с собственником, осуществляющим управление и распоряжение спорным земельным участком.

В судебном заседании представители Правительства Забайкальского края, Госохотслужбы Забайкальского края и Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов пояснили, что считают обжалуемое решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Федерального государственного казенного учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании позицию заявителя апелляционной жалобы поддержала, просила обжалуемое решение суда первой инстанции отменить.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 24.03.2015.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судом первой инстанции, Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии 75 № 0000044 передана в пользование территория, акватория для осуществления пользования животным миром для целей охоты, в том числе на территории Улетовского района Забайкальского края площадью 369 510 га.

Лицензия выдана Госохотслужбой Забайкальского края 16.04.2010 сроком действия до 26.02.2035.

Согласно данным, имеющимся в лицензии, границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром определены в границах согласно приложению к распоряжению Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 № 65-р «О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром».

Полагая, что вышеуказанное распоряжение Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 № 65-р «О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром»  не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, суд полагает, что требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя таким решением.

Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.

Правительство Забайкальского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти края.

Порядок предоставления территории на момент принятия оспариваемого распоряжения Правительства Забайкальского края был установлен Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.08.2009 № 336 «Об утверждении Порядка принятия решения о представлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром» (далее – Порядок).

Проанализировав положения вышеуказанных документов, суд  апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое учреждением распоряжение принято в пределах полномочий Правительства Забайкальского края.

На момент издания  оспариваемого распоряжения правовое регулирование предоставления территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, осуществлялось в соответствии со статьей 37 Закона о животном мире.

Согласно требованиям данной нормы для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А78-10075/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также