Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу n А19-9909/08-62. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Чита Дело № А19-9909/08-62 Дело № А58-181/2015 7 мая 2015 года Резолютивная часть постановления объявлена 7 мая 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 7 мая 2015 года. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ячменёва Г.Г., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2015 года о прекращении производства по делу № А58-181/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» (адрес места нахождения: Иркутской область, г. Братск, ж.р. Энергетик, ул. Олимпийская, д. 14; ОГРН 1063801003617, ИНН 3801079671) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (адрес места нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, д. 35; ОГРН 1041402057960, ИНН 1435152480) о признании незаконными и отмене постановления № 05-098/2014 от 23 декабря 2014 года о назначении административного наказания и представления № 05-098/2014 от 23 декабря 2014 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (суд первой инстанции: Эверстова Р.И.) в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, и установил: Общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» (далее – ООО «Транснефть-Восток», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление Росприроднадзора, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления № 05-098/2014 от 23 декабря 2014 года о назначении административного наказания и представления № 05-098/2014 от 23 декабря 2014 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2015 года производство по делу прекращено. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Не согласившись с определением суда первой инстанции, ООО «Транснефть-Восток» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что в рассматриваемом случае спор подлежит рассмотрению арбитражным судом. В обоснование своей позиции Общество указывает, что основной целью его деятельности является финансирование строительства и последующая эксплуатация магистральных нефтепроводов в целях извлечения прибыли, в связи с чем вмененное административное правонарушение связано с осуществляемой предпринимательской деятельностью. Письменный отзыв на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора не представило. Лица, участвующие в деле, извещены в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается почтовым уведомлением № 67200205914718 и отчетом о публикации 22 апреля 2015 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального права, пришел к следующим выводам. Как следует из материалов дела, ООО «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» зарегистрировано в качестве юридического лица 24 января 2006 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1063801003617. Решением внеочередного собрания участников ООО «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» от 25 июля 2014 года № 4 внесены изменения в Устав Общества в связи с переименованием его в ООО «Транснефть-Восток» (т. 1, л.д. 42), о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 4 августа 2014 года внесена запись за номером 2143850728998. 16 октября 2014 года в Управление Росприроднадзора поступило письмо Общества от 15 октября 2014 года № ВСМИ-01-22/30301 (т. 1, л.д. 24, 119), в котором сообщалось, что 14 октября 2014 года в результате снижения давления на 0,3 кгс/см2 в магистральном нефтепроводе ТС «ВСТО» сработала система обнаружения утечек нефти, остановлена перекачка нефти на участке НПС-10 «Талакан» - НПС-21 «Сковородино», с рассечением магистральными задвижками участка НПС-10 «Талакан» - НПС-12 «Ленск». Для обследования нефтепровода была направлена патрульная группа, которая подтвердила выход нефти 1 349 км. ЛЧ МН ТС «ВСТО», объем выхода нефти уточняется, площадь разлива 112 м2. В настоящее время место выхода нефти локализовано, с целью предупреждения возможного растекания, выполнено контролируемое сжигание нефти. Указанные обстоятельства послужили поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования, о чем должностным лицом Управления Росприроднадзора 17 октября 2014 года вынесено соответствующее определение № 05-098/214 (т. 1, л.д. 72-74). В ходе административного расследования были выявлены нарушения Обществом требований частей 1-4 статьи 23, статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частей 1 и 2 статьи 25, статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 8 Порядка организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240, подпункта 5.5.21 пункта 5.5 главы 5 и пункта 6.4 главы 6 Правил ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепроводах. РД 153-39.4-114-01, утвержденных ОАО АК «Транснефть» от 28.12.2001, поскольку сжигание нефти и нефтешламов привело к причинению вреда атмосферному воздуху. По окончании административного расследования в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 5 декабря 2014 года № 05-098/2014 (т. 1, л.д. 90-97). Постановлением Управления Росприроднадзора от 23 декабря 2014 года № 05-098/2014 ООО «Транснефть-Восток» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 14-18, 104-113). В тот же день административным органом Обществу выдано представление № 05-098/2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д. 19, 117-118), в соответствии с которым Обществу предложено устранить выявленные нарушения в течение месяца со дня получения данного представления. Считая постановление и представление административного органа незаконными, ООО «Транснефть-Восток» оспорило их в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия). Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, исходя из следующего. Согласно части 1 статьи 27 АПК Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Частью 2 статьи 207 АПК Российской Федерации прямо предусмотрено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ, действующей с 15 ноября 2014 года) постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, если правонарушение связано с осуществлением лицом предпринимательской или иной экономической деятельности. Из совокупности приведенных норм КоАП Российской Федерации и АПК Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны жалобы (заявления) на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 262-О и от 20 февраля 2014 года № 261-О, часть 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации не предполагает возможности рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 170 АПК Российской Федерации предусмотрено, что в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Следовательно, при принятии решений (постановлений) необходимо руководствоваться сформированными Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правовыми позициями. В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также разъяснено, что решения административных органов о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью. Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, разъяснено, что из положения части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации следует, что в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется любое постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административным органом, при условии, что это правонарушение связано с осуществлением совершившим его юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предпринимательской или иной экономической деятельности. При установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования – разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д. Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности. Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу n А10-4582/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|