Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А19-15171/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                      Дело № А19-15171/2014

«11» марта 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,

судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 декабря 2014 года по делу №А19-15171/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЕвразМеталл Сибирь» (ОГРН 1034220002409, ИНН 422024389; место нахождения: 664018, Кемеровская обл., Новокузнецк г., Октябрьский пр-кт, 40) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Иркутска (ОГРН 1023801428738, ИНН 3810031323; место нахождения: 664040, Иркутская обл., Иркутск г., Розы Люксембург ул., 184) о признании незаконным решения от 04.06.2014 № 24 (суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.),

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЕвразМеталл Сибирь» (далее – Общество, страхователь, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска (далее - Управление Пенсионного фонда, заинтересованное лицо) от 04.06.2014 №24 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 декабря 2014 года заявленные обществом требования удовлетворены.

Как следует из судебного акта, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2013 год были представлены обществом в установленный законом срок, в связи с чем в его действиях отсутствует состав правонарушения в виде непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Иной состав правонарушения, предусмотренный абзацем 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ и связанный с представлением страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, учреждением в отношении общества не установлен.

Само по себе нарушение страхователем срока для представления корректирующих индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона №27-ФЗ.

Управление Пенсионного фонда, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что направленные первоначально сведения  индивидуального (персонифицированного) учета за 2013 год содержали ошибки, вследствие чего не были приняты Пенсионным фондом. Достоверные сведения за 2013 год представлены только 04.03.2014 при установленном сроке представления 17.02.2014. Таким образом, страхователем не исполнена обязанность по предоставлению в установленный законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц по формам и в порядке, установленном нормативными актами.

По мнению фонда, законодатель предоставил страхователю право в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представить исправленные формы документов, но не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, то есть, исправление ошибок возможно только в рамках установленного для представления отчетности срока.

Кроме того, судом необоснованно не принят во внимание довод Управления Пенсионного фонда о том, что действия ответчика ущемляют права застрахованных лиц в области пенсионного страхования. В соответствии со статьей 13 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовые пенсии в Российской Федерации назначаются по данным индивидуального (персонифицированного) учета. Отсутствие указанных сведений по вине страхователя влечет за собой задержку в назначении пенсии, уменьшение ее размера, а в некоторых случаях может послужить основанием для отказа в назначении пенсии.

Пенсионный фонд, как государственный орган, действующий в интересах застрахованных лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем основания для взыскания с него пошлины в пользу заявителя отсутствовали.

Отзыв на апелляционную жалобу Обществом не представлен.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 10.02.2015.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, общество ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, проверкой, проведенной Управлением Пенсионного фонда, установлено, что ответчиком нарушен срок представления индивидуальных сведений за 2013 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, установленный пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

По результатам проверки составлен акт от 26.03.2014 № 24, принято решение от 04.06.2014 № 24, согласно которому, исходя из суммы начисленных страховых взносов (177 957 руб. 70 коп.), страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ), в виде штрафа в размере 8 897 руб. 90 коп.

Полагая, что в указанное решение не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с рассматриваемым требованием.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управление Пенсионного фонда не доказало обоснованность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьей 17 Закона №27-ФЗ и полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными по следующим мотивам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года № 449-О и от 4 декабря 2003 года № 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.

В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу абзаца 2 статьи 1 и пункта 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ ответчик является страхователем и обязан представлять в Пенсионный фонд по месту регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета и сведения о страховом стаже - на основании приказов и иных документов по учету кадров.

В соответствии со статьей 11 Закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье (пункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции Федерального закона №339-ФЗ).

Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона № 421-ФЗ от 28.12.2013) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок.

Представление неполных и (или) недостоверных сведений обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2013 год направлены в Пенсионный фонд в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи - 14.02.2014, 17.02.2014 (установленный законом срок – до 17.02.2014, с учетом переноса последнего дня срока представления сведений, приходящегося на нерабочий день).

Факт первоначального представления сведений за рассматриваемый период в Управление в установленный законом срок Пенсионным фондом не оспаривается. Однако указанные сведения не были приняты управлением в связи с имеющимися ошибками.  

Формы документов, представленные страхователем и принятые Управлением Пенсионного фонда 04.03.2014, представляли собой сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2013 год, исправленные страхователем в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке ведения индивидуального

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А19-17792/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также