Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А19-15672/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru 

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

6 февраля 2015 года                                                                              Дело № А19-15672/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 6 февраля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования города Братска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2014 года по делу № А19-15672/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Атлант» (адрес места нахождения: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Коммунальная, д. 11-2; ОГРН 1093804002467, ИНН 3804009200) к Администрации муниципального образования города Братска (адрес места нахождения: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, пр. Ленина, д. 37; ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833) о признании незаконным распоряжения от 14 июля 2014 года № 367 об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции

(суд первой инстанции: Мусихина Т.Ю.)

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

и установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Атлант» (далее – ООО «Атлант», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации муниципального образования города Братска (далее – Администрация, лицензирующий орган) о признании незаконным распоряжения от 14 июля 2014 года № 367 об отказе в переоформлении лицензии от 26 мая 2014 года на розничную продажу алкогольной продукции 38 МЕ 006819, регистрационный номер 38РПА0000196.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2014 года заявленное Обществом требование удовлетворено, распоряжение Администрации от 14 июля 2014 года № 367 об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции признано недействительным.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на соответствие оспариваемого распоряжения положениям Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), поскольку из имеющегося в материалах дела акта проверки следует, что торговая площадь, предназначенная для осуществления розничной продажи алкогольной продукции, фактически составляет 32,52 кв.м., а складская – 6,06 кв.м., в то время как согласно пункту 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ общая площадь зала обслуживания посетителей и складского помещения должна составлять не менее 50 кв.м.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО «Атлант» выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, почтовым уведомлением № 67200283773553, а также отчетом о публикации 15 января 2015 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Атлант» зарегистрировано в качестве юридического лица 19 ноября 2009 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1093804002467.

26 мая 2014 года Комитетом экономического развития Администрации г. Братска Обществу выдана лицензия 38 МЕ 006819, регистрационный номер 38РПА0000196, на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в местах нахождения обособленных подразделений организации, срок действия лицензии – до 26 сентября 2017 года (т. 1, л.д. 11).

На основании договора аренды № 4/14 от 23 апреля 2014 года Обществу во временное владение и пользование предоставлено нежилое помещение общей площадью 50,6 кв.м., этаж 1, адрес объекта: Иркутская область, г. Братск, ул. Гагарина, д. 57, пом. 1001. Срок договора – по 22 апреля 2019 года (т. 1, л.д. 13-14).

16 июня 2014 года названный договор аренды прошел государственную регистрацию, что подтверждается соответствующим штампом (запись регистрации № 38-38-03/031/2014-115).

25 июня 2014 года ООО «Атлант» обратилось в Администрацию с заявлением № 111 о переоформлении лицензии от 26 мая 2014 года 38 МЕ 006819, регистрационный номер 38РПА0000196, на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в связи с увеличением количества территориально обособленных объектов (т. 1, л.д. 83).

На основании распоряжения Администрации от 25 июня 2014 года № 329 (т. 1, л.д. 86-89) в отношении Общества проведена документарная проверка, по итогам которой 8 июля 2014 года составлен соответствующий акт № 107 (т. 1, л.д. 90-92).

В соответствии с распоряжением Администрации от 9 июля 2014 года № 360 (т. 1, л.д. 93-96) в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлено несоответствие лицензиата лицензионным требованиям (отсутствие у Общества стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 кв.м., фактическая торговая площадь составила 32,52 кв.м., складская площадь – 6,06 кв.м.)

Выявленные нарушения отражены в акте выездной проверки № 80 от 11 июля 2014 года (т. 1, л.д. 97-99).

Распоряжением от 14 июля 2014 года № 367 Администрация отказала Обществу в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции 38 МЕ 006819, регистрационный номер 38РПА0000196, от 26 мая 2014 года (т. 1, л.д. 9-10, 101-102).

Не согласившись с названным распоряжением, ООО «Атлант» оспорило его в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования, исходя из следующего.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П и от 23 мая 2013 года № 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ.

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, одним из которых является лицензирование, в том числе и такого вида деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции (пункт 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ).

При осуществлении указанного вида деятельности лицензиат обязан соблюдать предусмотренные действующим законодательством лицензионные требования и условия.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Несоблюдение лицензионных требований условий является основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе в виде административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии, а также превентивных мер в виде отказа в выдаче (переоформлении) лицензии.

К лицензионным требованиям с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть отнесены требования о наличии у соискателя лицензии и у лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, и необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности.

Из подпункта 6 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.

На основании пункта 20 статьи 19 Закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Согласно пункту 19 той же статьи в лицензии, среди прочих сведений, указываются полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности.

Приказом Росалкогольрегулирования от 03.09.2012 № 245 «О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусмотрено, что места нахождения ее обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, указываются на оборотной стороне лицензии.

В соответствии с пунктом 12 статьи 19 Закона № 171-ФЗ в случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 настоящей статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.

Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии (пункт 13 статьи 19).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является, в том числе, несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.

Из материалов дела следует, что ООО «Атлант» обратилось в Администрацию с заявлением № 111 о переоформлении лицензии 38 МЕ 006819, регистрационный номер 38РПА0000196, на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в связи с увеличением количества территориально обособленных объектов (заключение договора аренды № 4/14 от 23 апреля 2014 года).

Оспариваемым распоряжением Обществу было отказано в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по единственному основанию: несоответствие требованиям абзаца первого пункта 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ.

Согласно данной норме организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.м., а также контрольно-кассовую технику.

Как правильно посчитал суд первой инстанции, требование о наличии у организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарного торгового объекта и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.м., является лицензионным.

Буквальное толкование пункта 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что требование о площади (не менее 50 кв.м.) относится к собственно стационарному торговому объекту и складским помещениям, которые должны находиться у организации в собственности (на ином вещном праве) или в долгосрочной аренде и в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

На подобное понимание абзаца первого пункта 6 статьи 16 Закона № 171-ФЗ ориентирует и Конституционный Суд Российской Федерации, который в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 1278-О и от 20 февраля 2014 года № 406-О указал, что данная норма направлена на обеспечение надлежащего контроля за достоверностью сведений,

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А58-5838/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также