Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу n А19-1994/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда полностью и принять новый судебный акт

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

 

г. Чита                                                                                                         Дело №А19-1994/2014

4 февраля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 4 февраля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью «ТрансАльянс» и Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 апреля 2014 года по делу № А19-1994/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТрансАльянс» (ИНН 3808110916, ОГРН 1043801035300) к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области (ИНН 3808171877, ОГРН 1083808000715) о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2014 № 2-303/13 по делу об административном правонарушении,

(суд первой инстанции судья Луньков М. В.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился;

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «ТрансАльянс» (далее Общество, ООО «ТрансАльянс») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2014 №2-303/13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества события и состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, однако указал на не надлежащее извещение ООО «ТрансАльянс» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «ТрансАльянс» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части выводов суда о наличии в действиях Общества события и состава вмененного ему административного правонарушения, указывая на отсутствие в его действиях события правонарушения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части выводов о нарушении административным органом норм процессуального права при привлечении ООО «ТрансАльянс» к ответственности Служба обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе административный орган указывает на принятие им всевозможных мер для извещения заявителя как о дате составления протокола, так и о дате вынесения обжалуемого постановления.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.  В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

На основании части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, утвержденного постановлением Администрации Иркутской области от 31.10.2007 № 259-па, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по государственному строительному надзору.

В соответствии с пунктом 9 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Процедура проведения проверки регламентирована разделом III Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (РД 11-04-2006), утвержденного Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 г. № 1129 (далее - Порядок проведения проверок (РД 11-04-2006)).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, должностными лицами Службы на основании обращения граждан, о законности строительства на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина, между домами № 36 и № 40, в соответствии с  распоряжения руководителя административного органа проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО «ТрансАльянс».

По результатам проверки составлен  Акт от 29.11.2013, согласно которому ООО «ТрансАльянс», на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000034:0637, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина, 38, осуществляет строительство 4-этажного нежилого здания в отсутствие разрешения на строительство.

На основании результатов проверки должностным лицом Службы 09.12.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 18/13 о нарушении ООО «ТрансАльянс» частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и совершении правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ

Постановлением от 21.01.2014 № 2-303/13 по делу об административном правонарушении ООО «ТрансАльянс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500000 рублей.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о доказанности в действиях ООО «ТрансАльянс» состава указанного административного правонарушения, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом (часть 1). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 2).

Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается до начала осуществления строительства, реконструкции.

С учетом изложенного, квалификация действий по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ возможна при доказанности факта осуществления конкретным лицом строительства или реконструкции без соответствующего разрешения (в том случае, если получение такого разрешения предусмотрено градостроительным законодательством).

Согласно пункту 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП Российской Федерации, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО «ТрансАльянс» является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:0637, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина, 38.

Согласно разрешению № RU 38303000-121/12 от 19.11.2011, выданному ООО «ТрансАльян» Администрацией г. Иркутска, Обществу разрешена реконструкция  объекта капитального строительства «Нежилое здание - шино-монтажная мастерская» с количеством этажей – 2.

18.09.2013 в ходе проводимой административным органом проверки, установлено, что ООО «ТрансАльянс» на принадлежащем ему объекте капитального строительства - «Нежилое здание - шино-монтажная мастерская», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина, 38, осуществило строительство четырех этажного здания без соответствующего разрешения, а именно:

- каркас второго и третьего этажей железобетонный;

- каркас четвертого этажа из металлических конструкций;

- стена на уровне третьего этажа (включая подземный) представляет собой трехслойную конструкцию с несущим слоем из бетонных блоков, слоем теплоизоляции и слоем из облицовочного кирпича;

- на втором, третьем и четвертом этажах окна установлены из блоков ПВХ со стеклопакетами.

Поскольку в рассматриваемом случае ООО «ТрансАльянс» имело разрешение на реконструкцию  объекта капитального строительства «Нежилое здание - шино-монтажная мастерская» с количеством этажей – 2, однако Общество, не имея на то разрешение, в нарушение частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выполнило строительство четырех этажного здания, административный орган и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу, что ООО «ТрансАльянс» на Объекте капитального строительства проведены строительные работы без соответствующего разрешения на строительство.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Факт совершения ООО «ТрансАльянс» вмененного ему правонарушения подтверждается представленными в дело материалами административного производства:

- актом проверки от 29.11.2013;

- обращением граждан;

- разрешением № RU 38303000-121/12 от 19.11.2011;

- протоколом об административном правонарушении от 09.12.2013 № 18/13.

Кроме того, факт строительства ООО «ТрансАльянс» на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000034:0637 четырех этажного объекта капитального строительства, расположенного по

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу n А10-2467/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также