Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А78-2426/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А78-2426/2014

«29» января  2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 января 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей:  Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 августа 2014 года по делу №А78-2426/2014 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) к краевому государственному специализированному автономному учреждению "Забайкальское лесохозяйственное объединение" о взыскании 305191,36 рублей из них: недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 196278 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии в размере 43840,78 рублей, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 4687,57 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1189,75 рублей, в ФФОМС недоимка в размере 57907,64 рублей, пени в размере 1287,62 рублей, о взыскании судебных расходов в размере 31,25 рублей, с участием третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244, место нахождения: 672051, г.Чита, ул.Чкалова,160б),

(суд первой инстанции – Ю.Ю. Клишина),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

от третьего лица: не явился, извещен;

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097527000845, ИНН 7527008569, место нахождения: 673370, г.Шилка, ул.Богомякова,2, далее – Управление, пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд забайкальского края с заявлением к Краевому государственному специализированному автономному учреждению "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (ОГРН 1127536006069, ИНН 7536129898, место нахождения: 672039, г.Чита, ул.Кирова,9, далее – Учреждение, лесхоз, плательщик) о взыскании 305191,36 рублей, из которых  недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 196278 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии в размере 43840,78 рублей, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 4687,57 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1189,75 рублей, в ФФОМС недоимка в размере 57907,64 рублей, пени в размере 1287,62 рублей, о взыскании судебных расходов в размере 31,25 рублей.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244, место нахождения: 672051, г.Чита, ул.Чкалова,160б, далее – отделение, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что по данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц №714 от 28.01.2013 КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонном) не состоит. В связи с чем, учитывая отсутствие в материалах дела документов, свидетельствующих о наличии у заявителя полномочий по взысканию страховых взносов с учреждения, суд приходит к выводу о том, что управление полномочиями по взысканию с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" спорной задолженности не обладает.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18.08.2014г. по делу № А78-2426/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, заявленные требования Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Шилке Забайкальского края (Межрайонное) удовлетворить в полном объеме. Полагает, что у учреждения имеется обособленное подразделение, поставленное на учет в налоговом органе, что следует из Выписки из ЕГРЮЛ, поэтому управление является уполномоченным органом, который может взыскивать задолженность по страховым взносам.

На апелляционную жалобу поступил отзыв лесхоза, в котором он указывает, что управление является ненадлежащим ответчиком, а суд первой инстанции предлагал ему представить доказательства наличия у него полномочий по взысканию недоимки с учреждения, чего сделано не было, поэтому учреждение просит оставить решение суда первой инстанции  без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет»  23.09.2014, 19.12.2014, 27.12.2014.

18 декабря 2014 года в судебном заседании был объявлен перерыв до 25 декабря 2014 года.

25 декабря 2014 года судебное заседание было отложено до 22 января 2015 года.

Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2015 года была произведена замена судьи Ткаченко Э.В. на судью Желтоухова Е.В.

Представители учреждения в судебных заседаниях 18.12.2014г. и 25.12.204г. с апелляционной жалобой не соглашались, давали пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Кроме того, представитель учреждения Патруков А.В. полагал, что дополнительные доказательства, направленные пенсионным фондом апелляционному суду, не следует приобщать к материалам дела, так как он имел возможность представить их по предложению суда первой инстанции.

Пенсионный фонд и отделение представителей в судебное заседание не направляли, извещены надлежащим образом. В судебное заседание 22.01.2015г. учреждение представителя не направило, извещено надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Краевое государственное специализированное автономное учреждение "Забайкальское лесохозяйственное объединение" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1127536006069, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 12.09.2012 (т.1 л.д.12-23).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением в адрес краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" (Тунгокоченский филиал КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение) направлялось требование за №08503040062679 от 02.09.2013 г. об уплате недоимки и пеней за полугодие 2013 года в срок до 21.09.2013 г., которое в добровольном порядке Учреждением не исполнено (т.1 л.д.24).

Неисполнение требования явилось основанием для обращения Управления в суд с заявлением о взыскании недоимки по взносам и пени.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителей учреждения  в судебных заседаниях, приходит к выводу о наличии оснований  для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.

Согласно статье 6 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

При этом в силу пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.

Положениями Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ разделены понятия «организация» и «обособленное подразделение организации». Указанное разделение свидетельствует о различном правовом статусе организаций и обособленных подразделений. Организации являются плательщиками страховых взносов, обязаны производить уплату страховых взносов, как за себя, так и за образованные в их структуре обособленные подразделения. Исключением из общего правила является ситуация, когда обособленные подразделения отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ. То есть, если у обособленного подразделения имеется отдельный баланс, расчетный счет и оно самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц. При соблюдении указанных условий обособленные подразделения могут исполнять обязанности организации по уплате страховых взносов.

На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.

Таким образом, полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам обладает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором плательщик страховых взносов поставлен на учет. То есть, с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам с организации в суд может обратиться территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, на учете в котором состоит организация или обособленное подразделение организации, если оно соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ.

Ссылку суда первой инстанции на ч.16 ст.15 закона №212-ФЗ апелляционный суд считает безосновательной, поскольку в данном случае не имеет места ситуация перехода задолженности правопредшественников к правопреемнику.

Руководствуясь указанными нормами, суд первой инстанции пришел к выводу, что Тунгокоченский филиал КГСАУ «Забайкаллесхоз» является обособленным подразделением КГСАУ «Забайкаллесхоз», поэтому, исходя из положений пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, обязанность по уплате спорной задолженности в размере 305191,36 руб. возникла у КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение", поскольку по предложению суда пенсионным фондом не представлено доказательств наличия у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета и осуществление им самостоятельного начисления выплат в пользу физических лиц из материалов дела не следует. Следовательно, Тунгокоченский филиал КГСАУ «Забайкаллесхоз» не отвечает требованиям, позволяющим обособленным подразделениям самостоятельно производить уплату страховых взносов. То есть,

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А19-17144/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также