Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А58-2891/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита 20 января 2015 года Дело № А58-2891/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ячменёва Г.Г., судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Теплоэнергосервис» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2014 года по делу № А58-2891/2014 по заявлению Открытого акционерного общества «Теплоэнергосервис» (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Дзержинского, 23, 401; ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Ленина, 35; ОГРН 1041402057960, ИНН 1435152480) о признании недействительными предписаний от 28 февраля 2014 года №№ 01/1-ИП – 01/37-ИП (суд первой инстанции: Столбов В.В.) в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, и установил: Открытое акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее – ОАО «Теплоэнергосервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление Росприроднадзора) о признании недействительными предписаний от 28 февраля 2014 года №№ 01/1-ИП – 01/37-ИП об устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2014 года в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых предписаний и отсутствии в связи с этим нарушений прав и законных интересов Общества. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «Теплоэнергосервис» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что оспариваемые предписания исполнению не подлежат, поскольку вынесены на основании лицензионных соглашений к лицензиям, получение которых не является обязательным для Общества. По мнению Общества, собственно факт наличия у него лицензий на пользование недрами не может рассматриваться как доказательство противоправного деяния. В письменном отзыве от 14 января 2015 года № 01-19/42 на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения. О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, почтовыми уведомлениями №№ 67200282268371 и 67200282268388, а также отчетом о публикации 10 декабря 2014 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. При этом Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО «Теплоэнергосервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 29 августа 2007 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1071435012439 (т. 1, л.д. 48). На основании приказа от 15 января 2014 года № 24 (т. 1, л.д. 66-75) в период с 3 по 28 февраля 2014 года должностными лицами Управления Росприроднадзора в отношении ОАО «Теплоэнергосервис» проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения требований пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), а именно: не выполнены основные условия лицензионных соглашений к лицензиям №№ ЯКУ 03127 ВП, ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03129 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03131 ВП, ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03183 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03185 ВП, ЯКУ 03186 ВЭ ЯКУ 03187 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03193 ВЭ, ЯКУ 03194 ВЭ, ЯКУ 03195 ВЭ, ЯКУ 03196 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП, ЯКУ 03199 ВП, ЯКУ 03222 ВП и ЯКУ 03223 ВП (не разработаны, не согласованы и не утверждены в установленном порядке проекты на геологическое изучение – оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз; не разработаны, не согласованы и не утверждены в установленном порядке проекты на геологическое изучение – оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, в том числе, проект водозабора, включая раздел об организации и эксплуатации ЗСО; не осуществлены работы по геологическому изучению участка недр в соответствии с действующим проектом). Выявленные нарушения требований в области недропользования отражены в акте проверки от 28 февраля 2014 года № 03-ЗЮ (т. 1, л.д. 77-97). По результатам проведенной плановой выездной проверки Управлением Росприроднадзора Обществу выданы предписания от 28 февраля 2014 года №№ 01/1-ИП, 01/2-ИП, 01/3-ИП, 01/4-ИП, 01/5-ИП, 01/6-ИП, 01/7-ИП, 01/8-ИП, 01/9-ИП, 01/10-ИП, 01/11-ИП, 01/12-ИП, 01/13-ИП, 01/14-ИП, 01/15-ИП, 01/16-ИП, 01/17-ИП, 01/18-ИП, 01/19-ИП, 01/20-ИП, 01/21-ИП, 01/22-ИП, 01/23-ИП, 01/24-ИП, 01/25-ИП, 01/26-ИП, 01/27-ИП, 01/28-ИП, 01/29-ИП, 01/30-ИП, 01/31-ИП, 01/32-ИП, 01/33-ИП, 01/34-ИП, 01/35-ИП, 01/36-ИП, 01/37-ИП, в соответствии с которыми на Общество возложена обязанность в срок до 31 декабря 2014 года устранить нарушения пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах: - разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение – оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз (подпункты «а» пунктов 3.2.1 условий лицензионных соглашений к лицензиям №№ ЯКУ 03127 ВП, ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03129 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03131ВП, ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03183 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03185 ВП, ЯКУ 03187 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03196 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП, ЯКУ 03199 ВП, ЯКУ 03222 ВП, ЯКУ 03223 ВП) (т. 1, л.д. 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 29, 31, 36, 38, 40, 42, 44, 46); - осуществлять работы по геологическому изучению участка недр в соответствии с действующим проектом (подпункты «б» пунктов 3.2.1 условий лицензионных соглашений к лицензиям №№ ЯКУ 03127 ВП, ЯКУ 03128 ВП, ЯКУ 03129 ВП, ЯКУ 03130 ВП, ЯКУ 03131 ВП, ЯКУ 03182 ВП, ЯКУ 03183 ВП, ЯКУ 03184 ВП, ЯКУ 03185 ВП, ЯКУ 03187 ВП, ЯКУ 03192 ВП, ЯКУ 03196 ВП, ЯКУ 03197 ВП, ЯКУ 03198 ВП, ЯКУ 03199 ВП, ЯКУ 03222 ВП, ЯКУ 03223 ВП) (т. 1, л.д. 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 30, 32, 37, 39, 41, 43, 45, 47); - разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект на геологическое изучение – оценку подземных вод на участке недр, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, в том числе, проект водозабора, включая раздел об организации и эксплуатации ЗСО (подпункты «а» пунктов 3.2.2 условий лицензионных соглашений к лицензиям №№ ЯКУ 03186 ВЭ, ЯКУ 03193 ВЭ, ЯКУ 03194 ВЭ, ЯКУ 03195 ВЭ) (т. 1, л.д. 28, 33, 34, 35). Не согласившись с вынесенными предписаниями от 28 февраля 2014 года №№ 01/1-ИП – 01/37-ИП, ОАО «Теплоэнергосервис» оспорило их в судебном порядке. Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, исходя из следующего. Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные Обществом требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых предписаний Управления Росприроднадзора закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Общества указанными предписаниями. При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования ОАО «Теплоэнергосервис» удовлетворению не подлежат. В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами. В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. В свою очередь, в преамбуле Закона о недрах указано, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер. На основании статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Частью 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункт 10). Особенности лицензирования при добыче подземных вод определены Инструкцией Роскомнедра от 14.04.1994 «По применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами (далее - Инструкция). В соответствии с пунктом 1.2.1.1 Инструкция применяется при предоставлении лицензий на право пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ. Из пункта 3.4.1 Инструкции следует, что на первом этапе в установленные лицензией сроки ее владелец осуществляет разведку недр, доводя изученность месторождения до степени, позволяющей освоить разведанные запасы в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, и ведет подготовку проекта (технологической схемы) разработки недр. Завершением этого этапа является экспертиза запасов с их утверждением соответствующим уполномоченным государственным органом и последующей постановкой запасов подземных вод на государственный учет, составление и согласование проекта (технологической схемы) разработки недр. Согласно пункту 8.4.1 Инструкции на первом этапе пользования Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А78-8499/2013. Дополнительное постановление »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|