Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 по делу n А19-16799/07-50. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                Дело №А19-16799/07-50

04АП-5188/2007

“30” января 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 30 января 2008 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей И.Ю. Григорьевой, Доржиева Э.П. при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шабалина Дмитрия Викторовича, на решение арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2007 года по делу №А19-16799/07-50, принятое судьей Поздняковой Н.Г.,

при участии:

от заявителя: Потоцкой Н.В., представителя по доверенности от  07.12.2007г.;

от заинтересованного лица: Звягинцева А.Г., представителя по доверенности от 26.12.2007г.;

и установил:

Заявитель, индивидуальный предприниматель Шабалин Дмитрий Викторович, обратился с требованием о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска № 9004591 от 09.11.2007г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции от 03 декабря 2007 года заявителю отказано в удовлетворении  требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности: торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли, павильонов, киосков палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест ( помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

В соответствии с пунктом 37 Государственного стандарта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.99 №242-ст под киоском понимается оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

В соответствии с ч.2 ст.26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к документам как к доказательствам наличия или отсутствия события административного правонарушения могут быть отнесены материалы фотосъемки.

В графе «Дополнительные сведения» акта №20-703 от 17.10.2007г. проверки выполнения Закона РФ от 22.05.2003г. № 54-ФЗ приведено описание торговой точки №109 и указано, что в ходе проверки произведено фотографирование торговой точки №109. Из представленных фотоснимков видно, что торговое место предпринимателя представляет собой изолированную крытую металлическую конструкцию с приспособлениями для демонстрации товара. Металлическая конструкция обустроена закрывающимися защитными жалюзи. Показ товара, выставленного к продаже, осуществляется непосредственно в помещении на специальных приспособлениях. Сооружение оснащено пожарной сигнализацией, обеспечивает защиту товара от атмосферных осадков, а также его сохранность в отсутствие продавца.

В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются , в том числе, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Согласно статье 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме.

Таким образом, оснований для признания объяснений продавца Чапыйлян О.И., отобранных налоговым инспектором 17.10.2007г. в момент проведения проверки (объяснения к акту проверки от 17.10.2007г.) недопустимым по делу доказательством не установлено. Из объяснений данного лица, в частности, следует, что товар после закрытия рынка остается в торговой точке №109, торговое место ( со слов продавца «павильон») закрывается на жалюзи под ключ.

Право на торговлю без применения контрольно-кассовой техники законодатель ставит в зависимость от места торговли, его обустроенности и способа реализации.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу , что торговое место предпринимателя обустроено как для показа, так и для сохранности товара, оно может быть отнесено к помещениям типа «киоск» или к другим аналогично обустроенным помещениям (ГОСТ Р 51303-99, принят и введен в действие Госстандартом РФ от 11.08.99№242-ст). Поэтому индивидуальный предприниматель Шабалин Д.В. в силу действующего законодательства не может освобождаться от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. В торговой точке №109, принадлежащей Шабалину Д.В., контрольно-кассовая техника отсутствует.

Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив следующее.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что проверяемое торговое место № 109 на Торговой  площади  им. Павла  Чекотова может быть отнесено к помещениям типа «киоск» или к другим аналогично обустроенным помещениям.

В соответствии с абзацем 9 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации стационарная торговая сеть - это торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.

Согласно этой же статье Налогового кодекса Российской Федерации под "киоском" понимается строение, которое не имеет торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитано на одно рабочее место продавца и на площади которого хранится товарный запас.

В соответствии с пунктом 14 раздела 2.2. ГОСТа Р51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.99 N 242-ст, стационарная торговая сеть определена как торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях; стационарную торговую сеть образуют системы, имеющие замкнутый объем,  прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

Из перечня торговых мест, отнесенных законодателем к объектам стационарной мелкорозничной торговой сети (киоски, ларьки, павильоны, тонары, помещения контейнерного типа), усматривается, что отличительным признаком, определяющим их как стационарные места, является наличие замкнутого объема, что позволяет обеспечить сохранность размещаемого в них товара.

Совершенно очевидно, что спорное торговое место № 109 не относится к объектам стационарной торговой сети, поскольку не имеет их отличительных признаков: замкнутого объема, не имеют фундамента и не подсоединены к инженерным коммуникациям. Таким образом, суд применил пункт 37 Государственного стандарта РФ "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.99 N 242-ст, без учета положений пункта 14 этого же стандарта.

Представитель налогового органа, в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что суд первой инстанции дал полную и всестороннюю оценку доводам сторон и принял законное и обоснованное решение.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 17.10.2007 г. должностными лицами налоговой инспекции  при проведении  проверки исполнения Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)  расчетов с использованием платежных карт»  в торговой точке № 112, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская,1 (Торговая площадь им. Павла Чекотова), принадлежащей предпринимателю Шабалину Д.В. на основании договора аренды от 01.07.2007 г. № 109, установлен факт неприменения контрольно-кассовой машины ввиду ее отсутствия при осуществлении наличных денежных расчетов за реализуемые промышленные товары, что зафиксировано актом от 17.10.2007 г. № 20-703.

По данному факту 30 октября 2007 г. в отношении заявителя составлен протокол № 20-703 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 КоАП РФ.

09 ноября 2007 г. и.о. начальника налоговой инспекции вынесено постановление №9004591 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель Шабалин Д.В. привлечен к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 4 000 рублей.

Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 3 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона установлены исключения, когда организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. В частности, без применения контрольно-кассовой техники допускается осуществление торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Таким образом, исходя из требований данного Закона, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении торговли на рынке в случае, если их торговое место является магазином, павильоном, киоском, палаткой, автолавкой, автомагазином, автофургоном, помещением контейнерного типа и иным аналогично обустроенным и обеспечивающим показ и сохранность товара торговым местом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании договора  аренды №109 от 01.07.2007 г., заключенного между предпринимателем Кузьмичевым С.Ю. и индивидуальным предпринимателем Шабалиным Д.В., последнему передано в аренду торговое место 109, расположенное на территории торговой площади им. П.Чекотова.

Согласно акту проверки от 17.10.2007г., торговая точка представляет собой отдельное помещение (изолированную крытую металлическую конструкцию с приспособлениями для демонстрации товара), не имеющее торгового зала, рассчитанное на одно рабочее место продавца. Данное строение имеет боковые стены, изолировано от других торговых точек, не является частью единого торгового ряда, во внерабочее время торговое место закрывается металлическими жалюзи. Помещение оснащено пожарной сигнализацией, обеспечивает защиту товара от атмосферных осадков. При закрытом жалюзи обеспечивается сохранность в отсутствие продавца.

Перечисленные обстоятельства подтверждаются также пояснениями сторон в судебном заседании, приобщенными к материалам дела фотоснимками места реализации товаров, представленные налоговым органом и предпринимателем.

С учетом изложенного, по мнению суда апелляционной инстанции суд первой инстанции пришел к правильному  выводу о том, что место, где предприниматель осуществляет торговую деятельность, отвечает признакам помещения, обустроенного аналогично киоску, обеспечивающего показ и сохранность товара, в связи с чем на торговую точку предпринимателя распространяются требования пункта  1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ.

Следовательно, налоговая инспекция правомерно привлекла предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.

Судом апелляционной инстанции в полном объеме проверены доводы апелляционной жалобы и признаны не влияющими на законность принятого по делу судебного акта.

Как указывалось выше, право на торговлю без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» поставлено в зависимость от места торговли, его обустроенности и способа реализации товара.

Такие признаки торгового места, как стационарная

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 по делу n А19-20982/06-53. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также