Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2015 по делу n А78-9212/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, 100б, Чита,  672000, http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                Дело №А78-9212/2014

«16» января 2015 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 16 января 2015 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Читаэнергосбы» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 октября 2014 года по делу №А78-9212/2014 по заявлению ОАО «Читаэнергосбы» (Забайкальский край, г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 36 (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430) к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (Забайкальский край, г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича, 7 (ОГРН 1087536008702, ИНН 7536095864) об оспаривании предписания,

суд первой инстанции, судья А.Б. Литвинцев,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Широковой Т.С., представителя по доверенности от 31.12.2014 года;

от заинтересованного лица: Щербакова А.С., представителя по доверенности от 12.01.2015 года;

установил:

Заявитель, Открытое акционерное общество (ОАО) «Читаэнергосбыт», обратился с заявлениями к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края  о признании незаконным и отмене предписания № 943 от 02.07.2017.

Решением суда первой инстанции от 17 октября 2014 заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

В силу пункта 1 статьи 13 названного Федерального закона, ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г., не подлежат оснащению приборами учета используемых энергоресурсов.

В нарушение данных положений статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ 25.03.2013 г. на многоквартирный жилой дом № 15, расположенный по ул. Лесная в п. Вершино-Дарасунский, был установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ) электрической энергии, на основании показаний которого ОАО «Читаэнергосбыт» в 2013, 2014  осуществляло начисление жильцам дома плату на ОДН за предоставленную услугу – электроснабжение.

Указанные действия ОАО «Читаэнергосбыт» противоречат положениям, установленным в статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ.

Следовательно, выданное Обществу предписание соответствует требованиям действующего законодательства.

На территории Забайкальского края органом государственного жилищного надзора является Государственная жилищная инспекция Забайкальского края.

Согласно пункту 9.4 Положения о Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 11.02.2014 N 55, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор.

Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.

Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что закон не запрещает в ветхих и аварийных домах устанавливать приборы учета для расчета ОДНУ, а отсутствие обязательного учета не означает запрета на его организацию.

Кроме того административный орган вышел за пределы своих полномочий, поскольку обязал общество произвести перерасчет, в то время как орган вправе либо указать о прекращении нарушений законодательства, либо обратиться в суд от имени жильцов дома за взысканием указанной переплаты.

Закон не наделяет службу правом возлагать на общество обязанность по возврату части полученных платежей.

Представитель Службы в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении, пояснив, что согласно ст. 20 ЖК РФ служба вправе выдавать предписания.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 26.11.2014.

Информация об отложении судебного заседания, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 23.12.2014.

Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Согласно оспариваемому предписанию от 02.07.2014 № 943, Служба возложила на общество обязанность в срок до 29.07.2014 произвести перерасчет за коммунальные услуги всем жителям с последующим их уведомлением (т. 1, л. 20).

Как установила служба в ходе проверки жилого дома расположенного по адресу Забайкальский край, Тунгокочинский район, п. Вершино-Дарасунский, ул. Лесная, дом 15, признан пригодным для проживания, в связи с чем, принято решение Постановлением администрации муниципального образования городского поселения «Вершино-Дарасунское» муниципального района «Тунгокочинский район» Читинского района от 22.12.2010 №175 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений.

В целях выполнения условий сохранности дома и приведения в технически исправное состояние дом включен в программу «Капитальный ремонт жилищного фонда» на 2012 г. (л.д.42).

Капитальный ремонт данного жилого дома до настоящего времени не произведен, что не оспаривается заявителем.

Статьями 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации  установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу прямого указания закона требования об обязательном учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии).

Суд апелляционной инстанции считает, что в нарушение положений статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ 25.03.2013 г. жильцам многоквартирного жилого дома № 15, расположенного по ул. Лесная в п. Вершино-Дарасунский, ОАО «Читаэнергосбыт» в 2013, 2014 гг. осуществляло начисление платы на ОДН за предоставленную услугу – электроснабжение на основании общедомового прибора учета (ОДПУ) электрической энергии.

Как понимает суд апелляционной инстанции, требования ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ 25.03.2013 устанавливает, что расходы, учтенные по общедомовому прибору учета, не подлежат отнесению на жильцов аварийных домов и домов подлежащих капитальному ремонту, если такое решение принято до 01.01.2013.

Суд апелляционной инстанции считает, что наличие общедомового прибора учета (ОДПУ) в жилом доме признанным до 01.01.2013 года требующем капитального ремонта, само по себе не дает права обществу включать стоимость коммунального ресурса учтенного по такому прибору учета в плату жильцов проживающих в таком доме.

Таким образом, выводы Жилищной инспекции о неправильности начисления жильцам данного дома платы за электроэнергию за 2013-2014 годы на ОДН является  правильным.

Действительно законодательство не устанавливает запрета устанавливать в домах требующих капитального ремонта по решению принятому д 01.01.2013 общедомового прибора учета.

Между тем, законодательство запрещает включать в стоимость коммунальных услуг жильцов такого дома суммы, начисленные по данным приборам учета, до проведения в таких домах капитального ремонта.

Как правильно указал суд первой инстанции, согласно п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса (в редакции проверяемого периода) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 9.4 Положения о Государственной жилищной инспекции Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 11.02.2014 N 55, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор.

Между тем, в данном деле не оспаривается право Жилищной инспекции выдавать обществу предписания как таковое. Вопрос состоит в том, вправе ли Жилищная инспекция потребовать таким предписанием возвратить жильцам дома излишне уплаченные ими суммы коммунальных платежей.

Так, ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2015 по делу n А10-4211/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также