Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу n А78-6365/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                     Дело № А78-6365/2014

23 декабря 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Д. В. Басаева, Е. О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Чита Транзит» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 октября 2014 года по делу № А78-6365/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чита Транзит» (ОГРН 1077524001620, ИНН 7524014028; адрес: 672014, город Чита, улица Недорезова, 1, Е) к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027501158871, ИНН 7536012385; адрес: 672007, город Чита, улица Богомягкова, 23); Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550033739, ИНН 7536057354; адрес: 672000, город Чита, улица Анохина, 63) о признании незаконными действий,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Восточная геологоразведочная экспедиция» (ОГРН 1037507000508, ИНН 7512003864; адрес: 673750, Забайкальский край, Могочинский р-н, Ксеньевка пгт, Восточная ул, 5), общества с ограниченной ответственностью «МАГНАТЭК» (ОГРН 1087746755073, ИНН 7701788872; адрес: 105120, улица Сыромятническая ниж., 10, 9, 324)

(суд первой инстанции судья  Клишина Ю.Ю.),

при участии в судебном заседании

от заявителя ООО «Чита Транзит»: Правилов Н.Н.– представитель по доверенности от 20 октября 2014 года;

от заинтересованного лица Фонд социального страхования: не явился;

от заинтересованного лица УФНС по Забайкальскому краю: не явился;

от третьего лица ООО «Восточная геологоразведочная экспедиция»: не явился;

от третьего лица ООО «МАГНАТЭК»: не явился;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Чита Транзит» (далее заявитель,    ООО «Чита Транзит», Общество) обратилось в Арбитражный суд   Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к  Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации  (далее Фонд социального страхования) о признании незаконными действия по составлению расчета капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) на сумму 6 388 221,60 руб., к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее УФНС по Забайкальскому краю, налоговый орган) о признании незаконными действия по предъявлению такого расчета в дело №А78-1174/2014 для включения задолженности по капитализированным платежам на сумму 6 388 221,60 рублей в реестр требований кредиторов.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Чита Транзит» обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда принято при неправильном применении норм материального права. Заявитель обратил внимание суда, что в данном случае расчет капитализированных платежей проведен неуполномоченным лицом, данными действиями нарушены права кредиторов на получение сумм по капитализированным платежам. Налоговый орган по мнению ООО «Чита Транзит» создал препятствия, связанные с необходимостью устранения незаконных действий со стороны страховщика, что привело к невозможности погашения задолженности по капитализированным платежам из за отсутствия оснований для погашения такой задолженности.

Представитель ООО «Чита Транзит» в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Фонд социального страхования в отзыве на апелляционную указал на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения.

ООО «Восточная геологоразведочная экспедиция» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало позицию ООО «Чита Транзит».

УФНС по Забайкальскому краю  и третье лицо ООО «МАГНАТЭК» отзывы на апелляционную жалобу не представили.

О месте и времени судебного заседания  лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако заинтересованные лица и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.  В соответствии с пунктом 2 статьи 200  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

 Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Чита Транзит», проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Из представленных в материалы дела документов следует, что решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06.03.2014 по делу А78-1174/2014 ООО «Чита Транзит» признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим ООО «Чита Транзит» утвержден Сахненко С.А.

28.03.2014 Федеральная налоговая служба в лице Управления ФНС России по Забайкальскому краю обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО «Чита Транзит» требования в размере 6388221 рубль 60 копеек - капитализируемые платежи для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве).

Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 03.04.2014 по делу А78-1174/2014 заявление принято к рассмотрению.

Основанием обращения Управления ФНС России по Забайкальскому краю в Арбитражный суд Забайкальского в рамках дела о банкротстве должника о включении в реестр кредиторов сумму 6 388 221 рубль 60 копеек явился составленный 21.03.2014 Фондом социального страхования расчет размера капитализируемых платежей для  обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) ООО «Чита Транзит».

Заявитель считая, что действиями Фонда социального страхования по составлению расчета капитализируемых платежей от 21.03.2014, а также действиями УФНС по Забайкальскому краю по обращению в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов суммы требования в размере 6388221 рублей 60 копеек - капитализируемые платежи для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве), нарушаются права и законные интересы ООО «Чита Транзит» в сфере экономических отношений, обратился в суд с настоящим заявлением.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемых действий Фонда социального страхования по составлению расчета капитализируемых платежей и действий УФНС по Забайкальскому краю по предъявлению такого расчета в дело №А78-1174/2014 для включения задолженности по капитализированным платежам в реестр требований кредиторов закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими  действиями.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон об обязательном страховании) настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

В силу статьи 18 Закона об обязательном страховании страховщик (Фонд социального страхования Российской Федерации) обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию; аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.

Пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании предусматривается, что в случае ликвидации (банкротства) страхователя - юридического лица оно обязано внести в Фонд социального страхования капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения Фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их жизни и здоровью.

 Как предусмотрено пунктом 1 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" разъяснено, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом о социальном страховании (пункт 2).

Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы (пункт 3).

Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании определен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Порядок).

Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что настоящий Порядок регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами - страхователями по обязательному социальному

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу n А19-5641/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также