Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу n А78-8546/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru 

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

20 ноября 2014 года                                                                                 Дело № А78-8546/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 сентября 2014 года по делу № А78-8546/2014 по заявлению Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (адрес места нахождения: г. Чита, ул. Ленинградская, д. 15а; ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977) к Обществу с ограниченной ответственностью «Ритм» (адрес места нахождения: г. Чита, ул. Новобульварная, д. 5; ОГРН 1067536049844, ИНН 7536074374) об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции

(суд первой инстанции: Судакова Ю.В.)

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:

от РСТ Забайкальского края: не было (извещена);

от ООО «Ритм»: Днепровская О.Е., директор

и установил:

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее –Служба, лицензирующий орган) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Ритм» (далее – ООО «Ритм», Общество) об аннулировании лицензии 75 МЕ 004515, регистрационный номер 75РПА00001177, от 14 января 2014 года на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 30 сентября 2014 года в удовлетворении заявленного Службой требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие формальных признаков нарушения законодательства не может служить достаточным основанием для принятия решения об аннулировании лицензии, поскольку такая мера государственного принуждения является чрезмерно суровой и не соразмерной совершенному Обществом правонарушению.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Служба обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению лицензирующего органа, ООО «Ритм» обязано было предпринимать все возможные меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о запрете оборота алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками. В частности, Общество должно было самостоятельно проверить сведения об алкогольной продукции, нанесенные на федеральные специальные марки, визуально либо путем доступа к соответствующим сведениям через Личный кабинет на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование), однако подобных действий не совершило. По мнению Службы, такая мера государственного принуждения, как аннулирование лицензии, является соразмерной допущенному Обществом правонарушению, поскольку пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) не предусмотрено какой-либо альтернативной меры государственного принуждения либо ее смягчения.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Общество выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.

По запросам суда апелляционной инстанции от 11 ноября 2014 года сторонами в материалы дела представлены дополнительные доказательства, а именно:

Службой – скриншот из Личного кабинета ООО «Ритм» на интернет-портале Росалкогольрегулирования, протоколы запроса ЕГАИС, дополнительное письменное пояснение от 12 ноября 2014 года по вопросу об использовании Обществом Личного кабинета;

Обществом – копия постановления Центрального районного суда г. Новосибирска от 6 мая 2014 года по делу № 5-183/14, решение Новосибирского областного суда от 19 августа 2014 года по делу № 7а-362/2014, телеграмма Центрального районного суда г. Новосибирска от 8 октября 2014 года, письменные пояснения по делу.

На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации названные дополнительные доказательства приобщены к материалам дела.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Служба извещена надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, однако, представив по запросу суда дополнительные доказательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что не является препятствием для рассмотрения по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав директора ООО «Ритм», изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Ритм» зарегистрировано в качестве юридического лица 12 сентября 2006 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1067536049844 (л.д. 11).

14 января 2014 года Обществу выдана лицензия 75 МЕ 004515, регистрационный номер 75РПА00001177, на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, срок действия лицензии – до 15 января 2015 года (л.д. 8-9).

На основании приказа от 5 февраля 2014 года № пр6-73 (л.д. 38-39) должностными лицами Межрегионального управления Росалкогольрегултрования по Сибирскому федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования) в период с 10 по 21 февраля 2014 года были проведены мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований к ценам на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов в организациях розничной торговли, расположенных на территории Забайкальского края.

В ходе проведения данных контрольных мероприятий должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования в магазине «Сезам», расположенном по адресу: г. Чита, ул. Новобульварная, д. 5, пом. 3, принадлежащем ООО «Ритм», был выявлен оборот 32 бутылок алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками с признаками поддельности (визуальное определение, размытость микротекста), а именно:

- 23 бутылки водки «Финскофф», крепостью 40%, производитель ОАО «Шуйская водка», дата розлива – 6 марта 2013 года, емкостью 0,5 литров, маркированной федеральными специальными марками серии 101 451439648, 101 451432930;

- 9 бутылок водки «Царская чарка золотая», крепостью 40%, производитель ОАО «Татспиртпром», дата розлива – 7 июня 2013 года, емкостью 0,5 литров, маркированной федеральными специальными марками серии 101 606167236, 101 606167254.

Данное обстоятельство послужило поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования 11 февраля 2014 года было вынесено соответствующее определение № 6-01-11/04-42/30 (л.д. 53-54).

В рамках административного расследования были изъяты образцы алкогольной продукции в количестве 4 бутылок (2 бутылки водки «Финскофф» и 2 бутылки водки «Царская чарка золотая») и переданы в ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России для проведения экспертизы подлинности федеральных специальных марок.

На оставшуюся алкогольную продукцию в количестве 28 бутылок наложен арест, о чем составлен протокол ареста товаров и иных вещей от 11 февраля 2014 года № 6-01-11/04-42/30 (л.д. 49-50).

Согласно заключению эксперта от 5 марта 2014 года № 327/1-4 представленные на исследование федеральные специальные марки разряд 101, номера 451439648 и 451432930, нанесенные на бутылки с алкогольной продукцией (водка «Финскофф», крепостью 40%, производитель ОАО «Шуйская водка», дата розлива – 6 марта 2013 года, емкость 0,5 литров), и федеральные специальные марки разряд 101, номера 606167236 и 606167254, нанесенные на бутылки с алкогольной продукцией (водка «Царская чарка золотая», крепостью 40%, производитель ОАО «Татспиртпром», дата розлива – 7 июня 2013 года, емкость 0,5 литров), не имеют обязательных элементов защиты и не являются продукцией ФГУП «Госзнак» (л.д. 55-58).

7 апреля 2014 года должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении № 6-01-11/04-42/30-ю (л.д. 30-34).

Письмом от 4 июля 2014 года № у6-6400/04 (л.д. 6-7) в Службу для рассмотрения вопроса об аннулировании в судебном порядке лицензии на розничную продажу алкогольной продукции были направлены материалы об осуществлении ООО «Ритм» розничной продажи алкогольной продукции без маркировки.

Приказом Службы от 11 августа 2014 года № 940/л действие лицензии 75 МЕ 004515, регистрационный номер 75РПА00001177, от 14 января 2014 года на осуществление розничной продажи алкогольной продукции приостановлено с 12 августа 2014 года до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании (л.д. 36-37).

В тот же день Службой принят приказ № 939/л о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии ООО «Ритм» (л.д. 35).

На основании названного приказа лицензирующий орган обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (л.д. 2-4).

Суд апелляционной инстанции считает возможным поддержать выводы суда первой инстанции об отсутствии в данном конкретном случае достаточных оснований для аннулирования лицензии ввиду следующего.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П и от 23 мая 2013 года № 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как алкогольная продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В пункте 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ указано, что государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции и ограничение потребления (распития) такой продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 этого Закона, либо с маркировкой поддельными марками.

Применительно к розничной продаже алкогольной продукции в пункте 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ дополнительно предусмотрено, что не допускается розничная продажа такой продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 данного Закона.

В свою очередь, пунктом 2 статьи 12 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, в обязательном порядке маркируется федеральными специальными марками.

На основании пункта 3 статьи 12 Закона № 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота алкогольной продукции (далее – ЕГАИС).

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» изготовление федеральных специальных марок осуществляется федеральным государственным унитарным предприятием «Гознак» в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Росалкогольрегулированием, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность нанесения на них и считывания с них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств ЕГАИС.

Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785, предусмотрено, что федеральные специальные марки должны наноситься на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими производство такой продукции, после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции и получения подтверждения о фиксации таких сведений в ЕГАИС (пункт 1).

Для нанесения на потребительскую тару федеральных специальных марок должна применяться технология, исключающая возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающая возможность считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств ЕГАИС в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте (пункт 2).

Нанесение сведений о маркируемой алкогольной продукции на федеральные специальные марки осуществляется организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции, с помощью технических средств ЕГАИС в последовательности, определенной пунктом 2 Правил нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 785.

Приказом Росалкогольрегулирования

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу n А19-8286/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также