Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по делу n А10-2481/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

12 ноября 2014 года                                                                                  Дело № А10-2481/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2014 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Г. Г. Ячменёва, В. А. Сидоренко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Апельсин» на не вступившее в законную силу на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 сентября 2014 года по делу № А10-2481/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Апельсин» (ОГРН 1060323002508, ИНН 0323125663) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (ИНН 3808116570, ОГРН 1053808007417) о признании незаконным и отмене постановления № 165 от 12.05.2014 о назначении административного наказания,

(суд первой инстанции судья Мархаева Г. Д.-С.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от лица, привлекаемого к ответственности: не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Апельсин» (далее заявитель, ООО «Апельсин», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (далее административный орган, Россельхознадзор) о признании незаконным и отмене постановления № 165 от 12.05.2014  о назначении административного наказания по части 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Апельсин» события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с его незаконностью и необоснованностью. Не оспаривая по существу факт совершенного правонарушения, заявитель указывает на нарушение административным органом норм процессуального права при привлечении ООО «Апельсин» к ответственности.

Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованности решения суд первой инстанции.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и лицо, привлекаемое к ответственности, своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с поручением Правительства РФ, на основании распоряжения руководителя Россельхознадзора № 652 от 22.04.2014 должностными лицами административного органа проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО «Апельсин» по соблюдению ветеринарно-санитарных требований.

В ходе проведенной проверки ООО «Апельсин», осуществляющего деятельность по реализации продукции в магазине по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Залесная, 191, установлено, хранение в морозильной камере торгового зала продукции животного происхождения:

- печень 1,144 кг., мясо рубленное 1,626 кг - без маркировки и ветеринарных сопроводительных документов;

- голень куриная 6,490 кг - без ветеринарных сопроводительных документов, а именно ветеринарной справки ф № 4 или ветеринарного свидетельства Ф2.

По результатам проверки составлен Акт от 12.05.2014 № 122.

Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении № 652 от 7 мая 2014 года о нарушении ООО «Апельсин» пункта 2 статьи 3 Федерального закона 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000, пунктов 1.2, 1.3 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ № 422 от 16.11.2006, статьи 21 Закона «О ветеринарии № 4979-1 от 14.05.1993 и совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ.

На основании протокола об административном правонарушении № 652 от 07.05.2014  руководителем Россельхознадзора вынесено постановление № 165 от 12 мая 2014 о привлечении ООО «Апельсин» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события и состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ в силу следующего.

Частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно примечанию к вышеуказанной статье под продуктами животноводства в частях 1 и 2 настоящей статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза.

В упомянутый перечень, в частности, включены мясо домашней птицы и пищевые субпродукты.

Таким образом, объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляет, в том числе, нарушение правил хранения и реализации продуктов животноводства.

Продукция животноводства – это мясо и другие пищевые продукты, полученные в результате убоя животных, молоко, яйца, рыба, мед, используемые в пищу, а так же продовольственное сырье животного происхождения.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

На основании части 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

При этом статьей 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются, в частности, посредством проведения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обороту пищевых продуктов, ветеринарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации.

Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" предусмотрено, что мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422 (далее Правила), ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.

Согласно пункту 1.3 Правил и пункту 2.1 приложения N 19 к ним мясо и мясные продукты должны сопровождаться, в том числе, ветеринарной справкой формы N 4, которая выдается при перевозке грузов в пределах района (города).

Пунктами 2.1, 2.3 Правил Приложения № 19 к данным Правилам установлено, что мясо, мясные продукты, рыба мороженая являются продукцией, подлежащей обязательному сопровождению ветеринарно-сопроводительными документами.

Ветеринарные свидетельства в зависимости от группы подконтрольных грузов выдаются в трех формах:

форма № 1 - при перевозке живых животных, а также биологических объектов, используемых для их размножения;

форма № 2 - на пищевые продукты и продовольственное сырье животного происхождения;

форма № 3 - на не пищевые продукты, техническое сырье и корма животного происхождения.

Ветеринарными свидетельствами форм №№ 1, 2, 3 (Приложения №№ 1 -3) – при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации.

Ветеринарными справками формы № 4 (Приложение №4) - при перевозке грузов в пределах района (города).

В силу пункта 3.5 Правил груз без ветеринарных сопроводительных документов или сопровождаемый ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным, не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных сопроводительных документов. В случае непредставления в пятидневный срок ветеринарных сопроводительных документов на указанный груз решение о его использовании принимается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.

Соблюдение требований Правил является обязательным, в том числе, для граждан, занятых хранением и реализацией продукции животного происхождения (пункт 1.1).

На основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

Вместе с тем из представленных в материалы дела документов следует, что в нарушение вышеуказанных норм права ООО «Апельсин» в принадлежащем ему магазине, расположенному по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Залесная, 191, осуществляло хранение продукции животного происхождения:

- печень 1,144 кг., мясо рубленное 1,626 кг. - без маркировки и ветеринарных сопроводительных документов;

- голень куриная 6,490 кг. - без ветеринарных сопроводительных документов -ветеринарной справки ф №4 или ветеринарного свидетельства Ф2.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае хранение ООО «Апельсин» в морозильной камере в принадлежащем ему магазине печени - 1,144 кг., мяса рубленного - 1,626 кг. без маркировки и ветеринарных сопроводительных документов, а так же голени куриной - 6,490 кг. без ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарной справки ф №4 или ветеринарного свидетельства Ф2), в полном объеме подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами (акт проверки от 12.05.2014 № 122, протокол об административном правонарушении № 652 от 07.05.2014) и заявителем по существу не оспаривается.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по делу n А19-22065/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также