Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А19-8948/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

24 октября 2014 года                                                                           Дело № А19-8948/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2014 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей В. А. Сидоренко, Г. Г. Ячменёва,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «Ангарский лес» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года по делу № А19-8948/2014 по заявлению Закрытого акционерного общества «Ангарский лес» (ОГРН 1023802770672, ИНН 3842000896) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (ОГРН 1043801036311, ИНН 3808110930) о признании незаконным и отмене Постановления № ЗВАТН-81/3 от 19.05.2014 о привлечении к административной ответственности,

(суд первой инстанции судья Дмитриенко Е. В.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился,

установил:

Закрытое акционерное общество «Ангарский лес» (далее заявитель, Общество, ЗАО «Ангарский лес») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (далее административный орган, Росприроднадзор) о признании незаконным и отмене Постановления № ЗВАТН-81/3 от 19.05.2014 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения, вместе с тем снизил размер штрафных санкций ниже низшего предела до 100000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части выводов суда о наличии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, ЗАО «Ангарский лес» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с нарушением административным органом норм материального и процессуального права, при этом указывая на отсутствие в его действиях состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Росприроднадзор в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из представленных в материалы дела документов, должностными лицами Росприроднадзора на основании приказа № 359-од от 28.03.2014 проведена плановая выездная проверка деятельности ЗАО «Ангарский лес» по соблюдению требований природоохранного законодательства, условий пользования недрами по лицензии ИРК № 02417 ВЭ.

В ходе проверки установлено, нарушение ЗАО «Ангарский лес», как недропользователем, действующего законодательства, выразившееся в не выполнении условии лицензионного соглашения к лицензии.

По результатам проверки составлен Акт № ЗВАТН-081 от 07.05.2014.

16 мая 2014 года должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего уведомления Общества о дате, времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении № ЗВАТН-081/3 о нарушении ЗАО «Ангарский лес» пунктов 4.1.2, 4.1.6, 4.1.7, 4.2 лицензионного соглашения к лицензии серии ИРК № 02417 ВЭ, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

На основании протокола об административном правонарушении, руководителем Росприроднадзора, с учетом надлежащего извещения Общества о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено Постановление № ЗВАТН-081/3 от 19 мая 2014 года о привлечении ЗАО «Ангарский лес» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции. В частности, предусмотрено, что при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1). Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2).

С учетом изложенного и в связи с тем, что дополнительные доказательства сторонами не представлены, суд апелляционной инстанции рассматривает настоящее дело по имеющимся доказательствам.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ЗАО «Ангарский лес» имеет лицензию на недропользование серии ИРК № 02417 ВЭ с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения производственной базы - на участке недр, расположенном на территории Усть-Удинского района Иркутской области. Неотъемлемой составной частью указанной лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования недрами на одиночном водозаборе подземных вод № 3041, расположенного на территории Усть-Удинского района Иркутской области.

В соответствии со статьями 9, 11 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Статьей 12 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; 9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» обязанностью пользователя недрами является выполнение условий, оговоренных в лицензии. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Как следует из материалов административного производства, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, Соглашение об условиях пользования недрами является неотъемлемой составной частью лицензии на право пользование недрами серии ИРК № 02417 ВЭ, выданной ЗАО «Ангарский лес».

В соответствии со статьей 4 указанного соглашения Общество взяло на себя обязательство по выполнению комплекса работ при добыче подземных вод, а именно:

- пункт 4.1.6 - оценить запасы подземных вод и представить на государственную экспертизу отчет с подсчетом запасов по результатам эксплуатации;

- пункт 4.1.7 - регулярно (не реже 1 раза в месяц) проводить в эксплуатационной скважине наблюдения за колебанием уровня воды (перед включением насоса и в процессе его работы), ежедневно фиксировать объем отбираемой воды, сведения по режиму подземных вод заносить в журналы формы ПОД-11 и ПОД-12, для этих целей скважина должна быть оборудована водосчетчиком и электроуровнемером, контролировать объем отбираемой воды объемным способом;

- пункт 4.2 - ежегодно безвозмездно представлять в Ирктскнедра информационный производственный отчет о проведенных работах по геологическому изучению недр, их результатах, исполнительную смету, одновременно направлять сведения о результатах мониторинговых наблюдений за уровнем, температурой, объемом отбираемой воды и химическим составом подземных вод, о ходе эксплуатации, ремонтных работах и т.д., а также сведения о добытой воде, с указанием серии, номера и вида лицензии;

- пункт 4.3 - любые работы по геологическому изучению и добыче производить только в соответствии с проектами, утвержденными в установленном порядке и составленными в соответствии с действующими стандартами, инструкциями и иными нормативными документами.

Согласно статье 29 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

Пунктами 3.4.4, 8.4.1 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, утвержденной Комитетом РФ по геологии и использованию недр 14.04.1994 г. определено, что на первом этапе пользования недрами действующие предприятия обязаны осуществить все мероприятия для обеспечения рациональной эксплуатации недр, в том числе: создание или расширение сети мониторинга, проведение в случаях, предусмотренных «Классификацией», переоценки и переутверждения эксплуатационных запасов подземных вод, уточнение проекта разработки и получение необходимых согласований.

В силу прямого указания законодателя до окончания первого этапа эксплуатация скважины запрещается. На втором этапе после проведения указанных экспертиз и согласований владелец лицензии может приступить к эксплуатации водозаборной скважины и проведению мониторинга подземных вод

В соответствии со статьей 23.2 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Однако, как следует из материалов административного

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А19-9868/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также