Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2014 по делу n А19-8130/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Чита дело №А19-8130/2013 06 октября 2014 года Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года В полном объеме постановление изготовлено 06 октября 2014 года Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Капустиной Л.В., судей Макарцева А.В., Юдина С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хайбрахмановой Е.Ф., рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июля 2014 года по делу №А19-8130/2013 по иску министерства имущественных отношений Иркутской области (Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47; ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613) к Иркутскому региональному отделению Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (г. Иркутск, ул. 5 Армии, 2; ОГРН 1043800002113) об освобождении и передаче занимаемых объектов с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области (ОГРН 1053808131068 , г. Иркутск, ул. 5 Армии, 2), областного государственного казенного учреждения «Аварийно-спасательная служба Иркутской области» (ОГРН 1023801543072, г. Иркутск, ул. Байкальская, 295), федеральное бюджетное учреждение «Байкало-Ангарское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ОГРН 1033801004049, г. Иркутск, ул. Свердлова, 1), по встречному иску Иркутского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании недействительным договора, признании права собственности, обязании Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы в сфере транспорта внести изменения в регистрационные документы на ледокол «Ангара» и выдать свидетельство на право собственности (суд первой инстанции: судья Серова Е.В.), с участием в судебном заседании Чертилова А.К. – и.о. председателя Иркутского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», У С Т А Н О В И Л : министерство имущественных отношений Иркутской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Иркутскому региональному отделению Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (далее – ответчик, Общественная организация) с требованиями об освобождении и передаче истцу по акту приема-передачи занимаемых объектов безвозмездного пользования: судна ледокол «Ангара», идентификационный номер: ВС-11-03, габаритные размеры: L = 60,96 м, В = 10,67м, Н = 12,67 м, расположенного по адресу: г. Иркутск, залив ГЭС мкр-на Солнечный; пирса судна ледокол «Ангара», протяженностью 45,12 м, инвентарный №25:401:001:010023610, лит. 1, расположенного по адресу: г. Иркутск, мкр-н Солнечный. Общественная организация обратилась к Министерству со встречным заявлением о признании недействительным договора безвозмездного пользования от 25.12.2000 №20/00п, признании за ней права собственности на ледокол «Ангара», идентификационный номер судна - ВС-11-03, свидетельство речного регистра от 14.11.1990 и пирс по адресу: г. Иркутск, залив ГЭС, мкрн. Солнечный, обязании Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы в сфере транспорта внести изменения в регистрационные документы на ледокол «Ангара», идентификационный номер судна - ВС-11-03 и выдать свидетельство на право собственности на указанное имущество. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.07.2014 исковые требования удовлетворены полностью, во встречном иске отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 4 000 руб. государственной пошлины за исковое заявление. Не согласившись с принятым по делу судебным актом первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что материалами дела подтверждено отсутствие у истца законного права собственности на ледокол «Ангара» и пирс ледокола «Ангара», а потому нет права требовать от ответчика возврата указанных объектов недвижимости; что у суда имелись основания для применения к спорным отношениям положений статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации и отсутствовали основания для применения срока исковой давности. Ответчик сослался на то, что за счет собственных средств восстановил судно и является давностным владельцем судна и пирса, являющихся бесхозяйными вещами в этой связи оспаривал выводы суда, полагал ошибочной оценку суда доказательств в деле. От истца и третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили. В письменных возражениях третье лицо - областное государственное казенное учреждение «Аварийно-спасательная служба Иркутской области» возражало на доводы жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным, просило его оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Участвовавший в судебном заседании представитель ответчика сослался на правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Истец и третьи лица надлежащим образом извещены о начавшемся судебном процессе, однако не направили своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции. Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области представила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. При таком положении, в соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей истца и третьих лиц не препятствовала судебному разбирательству. Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя и возражения третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы. Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, согласно решению исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 24.06.1980 №294 ледокол «Ангара», находящийся на Иркутском водохранилище, признан памятником местного значения и поставлен на соответствующий учет (судно включено в приложение №3 к указанному решению). Статус судна как объекта культурного наследия регионального значения подтвержден паспортом памятника и охранными обязательствами, выданными Общественной организации и ОГКУ «Аварийно-спасательная служба Иркутской области». Судно является памятником истории и культуры местного значения, который не указан в приложениях 1, 2, 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В государственную собственность Иркутской области судно передано в соответствии с пунктом 5 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп, во исполнение которого постановлением главы администрации Иркутской области от 12.01.1994 №8 в Министерство культуры Российской Федерации были направлены на согласование перечни памятников истории и культуры, передаваемых в собственность Иркутской области, и памятников истории и культуры, отнесенных в собственность Российской Федерации. По решению Исполнительного комитета Иркутского городского совета народных депутатов от 21.11.1990 №18/775 «Об окончании реставрационных работ на ледоколе «Ангара» судно с пирсом поставлено на баланс Общественной организации. Стоечное судно плавучий музей «Ледокол «Ангара» включено в реестр государственной собственности Иркутской области, в подтверждение чего представлена выписка из реестра от 08.12.2010. Право собственности на судно «Ледокол «Ангара» (идентификационный номер ВС-11-03, тип и назначение – стоечное судно, плавучий музей, класс судна Р 1, 2, проект №694/1220, год и место постройки – 1900 год Англия, материал корпуса – сталь, габаритные размеры: L = 60,96 м, В = 10,67 м, Н = 12,67 м), зарегистрировано в Государственном судовом реестре Российской Федерации под №11-03 от 22.02.2011 за Иркутской областью. Данный факт следует из данных свидетельства о праве собственности на судно (государственная областная собственность) от 22.02.2011 серии ТВ №0042747, выписки из Государственного судового реестра Российской Федерации от 13.11.2013 №1-2050 и от 15.01.2014 №1-1-5. Также на праве собственности Иркутской области принадлежит пирс ледокола «Ангара» (назначение: сооружение, протяженность 45,12 м, инвентарный №25:401:001:010023610, лит. 1, расположен по адресу: г. Иркутск, мкр-н Солнечный), что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 24.07.2007 серии 38 АГ №607217. Министерство является правопреемник комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области, Департамента имущественных отношений Иркутской области и Агентства имущественных отношений Иркутской области согласно постановлениям администрации Иркутской области от 25.09.2006 №164-па, от 31.12.2008 №312-па, постановлению Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43пп. Комитет по управлению государственным имуществом Иркутской области (ссудодатель) и Общественная организация (ссудополучатель) заключили договор безвозмездного пользования от 25.12.2000 №20/00п (далее - договор). По условиям договора ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в бессрочное безвозмездное пользование объект недвижимости – ледокол «Ангара» с пирсом по адресу: г. Иркутск, залив ГЭС микрорайона «Солнечный», габаритные размеры судна: L = 60,96 м, В = 10,67 м, Н = 12,67 м (пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.2). В договоре стороны предусмотрели обязательства ссудополучателя самостоятельно осуществлять платежи за коммунальные услуги, за свой счет производить капитальный и текущий ремонт объекта, содержать объект в надлежащем техническом, санитарном, противопожарном порядке и нести все расходы, связанные с этим (пункты 3.2.4, 3.2.5, 3.2.6). Ледокол «Ангара» с причальным пирсом переданы ссудополучателю по акту приема-передачи от 01.12.2000. В связи с ненадлежащим исполнением ссудополучателем обязанности по осуществлению за свой счет капитального и текущего ремонта объекта, содержанию объекта в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном порядке истец Министерство письмом от 20.02.2013 №1912-10/1 уведомило Общественную организацию об отказе от договора и предложило в течение 30 дней с момента получения уведомления передать имущество по акту. Уведомление об отказе от договора получено Общественной организацией 20.03.2013, что подтверждено почтовым уведомлением №66402759004197. Неисполнение Общественной организацией требований истца о возврате полученного в безвозмездное пользование имущества стало основанием обращения в арбитражный суд с иском. В обоснование встречного иска Общественная организация сослалась на то, что до 1990 года ледокол находился в полузатопленном состоянии, поднят со дна и восстановлен его силами и средствами как исторический памятник, на судне организован музей, за его счет судно содержится; пирс ледокола создан его силами и за его счет. Ответчик указал, что за ним должно быть признано право собственности на судно как на бесхозяйное имущество, от которого собственник отказался, а также как на вновь созданный объект и в силу приобретательной давности. Полагал договор недействительной сделкой на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как не соответствующий статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, а на основании статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации – кабальной сделкой, необходимость заключения которой связана с тем, что органами государственной власти Иркутской области был принужден принять судно в безвозмездное пользование. В подтверждение своего права собственности на судно ответчик представил свидетельство речного регистра Российской Федерации о годности к плаванию от 14.1990, выданное владельцу судна ИРО ВООПИК Восточно-Сибирской инспекцией речного регистра Российской Федерации, охранное обязательство. Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 130, пункта 1 статьи 131, статей 135, 168, 179, пункта 2 статьи 181, статьи 209, пункта 1 статьи 214, статьи 225, пункта 1 статьи 234, пункта 1 статьи 235, пункта 3 статьи 450, пункта 2 статьи 453, статьи 695, пунктов 1, 2 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 16, пункта 1 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, статей 94, 95, пунктам 1 статьи 96 Гражданского кодекса РСФСР, Постановлений Совета Министров СССР от 16.10.1979 №940 «О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений» и Совета Министров РСФСР от 22.04.1980 №210 «О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений», постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп. Суд учел разъяснения в пунктах 15, 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2014 по делу n А58-3458/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение, направить дело на рассмотрение суда первой инстанции »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|