Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу n А78-3873/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                      Дело №А78-3873/2007-С3-12/227

04АП-4750/2007

«18» декабря 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2007 года

Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2007 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. В. Желтоухова, И. Ю. Григорьевой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Читинской области от 1 октября 2007 года по делу № А78-3873/2007-С3-12/227 по заявлению Закрытого акционерного общества «Спектр» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу о признании недействительным Решения № 14-31/13дсп от 19.04.2007 г.

(суд первой инстанции судья Наследова Н. Г.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Печкин А. А. – представитель по доверенности от 11.07.2007 г.;

от заинтересованного лица: Жалсанцингуева Л. Б. – специалист, представитель по доверенности № 05-07/2986 от 15.05.2007 г., Платонов В.П. - специалист, представитель по доверенности № 05-02/1065 от 22.08.2007 г.

установил:

Закрытое акционерное общество «Спектр» (далее ЗАО «Спектр») обратилось в суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу о признании недействительным Решения № 14-31/13дсп от 19.04.2007 г.

Решением суда первой инстанции от 01.10.2007 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужили выводы суда об обоснованности применения обществом упрощенную систему налогообложения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, поскольку, судом допущено неправильное толкование подпункта 12 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. ЗАО «Спектр» в 2003 году было не вправе применять упрощённую систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности. Представленные Обществом в ходе рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции договоры аренды транспортных средств не были представлены по требованию налогового органа при проведении выездной налоговой проверки, данные договоры являются договорами на оказание услуг, в процессе рассмотрения дела в арбитражном  суде первой инстанции не исследовались обстоятельства, связанные с оказанием автотранспортных услуг в 2003 году физическим лицам.

Представитель налогового органа в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.

Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав представителей сторон, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Спектр» по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2003 года по 31.12.2005 года. Результаты налоговой проверки зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 28.12.2006 года № 13-30/1/46 ДСП, в том числе факты совершения заявителем  налоговых правонарушений.

Решением налогового органа № 14-31/13 дсп от 19.04.2007 года ЗАО «Спектр» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекс РФ:

- за неполную уплату налога на прибыль организаций в сумме 713 101 рублей;

- за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 594 251 рублей; 

- за неполную уплату налога на имущество предприятий в сумме 7 401 рублей;

- за неполную уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в сумме 4 750 рублей;

- за неполную уплату налога с продаж 102 рублей;

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ ЗАО «Спектр» привлечено к ответственности за непредставление документов (налоговых деклараций) в налоговый орган в сумме 1200 рублей. Итого сумма штрафа составила – 1 320 805 рублей.        

Кроме того, Решением № 14-31/13 дсп от 19.04.2007 года ЗАО «Спектр» было предложено уплатить доначисленные суммы налогов:

- налог на прибыль 3 5655 061 рублей,

- налог на добавленную стоимость 2 971 255 рублей,

- налог на имущество 37 003 рублей,

- единый налог на вмененный доход 23 750 рублей,

- налог с продаж 509 рублей,

Всего сумма  налогов составила – 6 598 023 рублей.

Также за неуплату доначисленных налогов ЗАО «Спектр» предложено уплатить суммы пени в соответствии со статьёй 75 НК РФ в размере 3 374 884 рублей.

Как следует из обжалуемого решения, основанием для доначисления сумм налогов ЗАО «Спектр» за 2003 год, привлечения к налоговой ответственности и начисления сумм пени на доначисленные суммы налогов явилось то, что налоговым орган был сделан вывод со ссылкой на подпункт 12 пункта 3 статьи 346.12. НК РФ о неправомерности применения заявителем в 2003 году  упрощённой систему налогообложения в связи с тем, что по результатам проверки предприятие переведено на систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности по виду деятельности оказание автотранспортных услуг (пункт 2 решения № 14-31/13 дсп от 19.04.2007 года).

Суд апелляционной инстанции считает необходимым согласиться с выводами арбитражного суда первой инстанции, в соответствии с которыми налогоплательщик, осуществляя предпринимательскую деятельность в 2003 году обоснованно применял упрощённую систему налогообложения, налоговый орган в нарушение законодательства о налогах и сборах перевёл налогоплательщика за 2003 год с упрощённой системы налогообложения на общую систему налогообложения по видам деятельности, не подпадающими под уплату единого налога на вмененный доход.     

Как следует из материалов дела, ЗАО «Спектр» применяет с 01.01.2003 года систему налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения – доходы.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федеральным Законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", то есть до 01.01.2004 года, не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 указанного Кодекса.

Статья 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается данным Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения (общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пункт 7 статьи 346.26. Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.

Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Налоговым органом сделан необоснованный вывод о том, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенная система налогообложения представляют собой два специальных налоговых режима, каждый из которых может применяться лишь наряду с общей системой налогообложения, в связи с чем, не предусмотрена возможность одновременного применения данных налоговых режимов.

По смыслу статей 346.26 и 346.11 НК РФ специальные налоговые режимы представляют собой альтернативу общему налоговому режиму. Налоговый Кодекс РФ не содержит прямого запрета на одновременное применение двух специальных налоговых режимов по различным видам деятельности.

Пункт 12 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации направлен на устранение конкуренции между режимом упрощенной системы налогообложения и системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в случаях, когда он может быть применен к одной и той же деятельности. В случаях, когда налогоплательщик по одному виду деятельности переведен на уплату единого налога на вмененный доход, по остальным видам деятельности может быть применена упрощенная система налогообложения.

Пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В настоящее время данные «сомнение, противоречие и неясность» устранены законодателем:  Федеральным Законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" пункт 12 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации признан утратившим силу с 01.01.04 года и налогоплательщики, переведённые на уплату единого налога на вменённый доход по одному виду деятельности, вправе применять упрощённую систему налогообложения по остальным видам.

При этом необходимо отметить, что принятие законодателем указанных выше дополнений в Налоговый кодекс РФ означает не установление возможности применения упрощенной системы налогообложения наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход только с 01.01.200 года, а лишь устраняет сомнения и неясности в применении статей 346.11, 346.12 НК РФ, имевшиеся в прежней редакции Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, применение ЗАО «Спектр» в 2003 году упрощённой системы налогообложения по видам деятельности, не подпадающим под единый налог на вменённый доход, являлось правомерным.

Кроме того, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что у налогового органа не имелось оснований для перевода налогоплательщика по итогам проведения выездной налоговой проверки на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по виду деятельности автотранспортные услуги в 2003, 2004, 2005 годах.

В соответствии с абзацем 2 пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса, переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2. Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 346.13. Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

В установленном законом порядке ЗАО «Спектр» было подано в налоговый орган заявление о переходе с 01.01.2003 года на упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы.

Согласно уведомлению от 04.01.2003 года, налоговый орган уведомил ЗАО «Спектр» о возможности применения им с 01.01.2003 года упрощённой системы налогообложения с объектом налогообложения – доходы. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12. Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения и применяющие её в порядке, определённом главой 26.2. Налогового кодекса РФ.

Статья 346.13. Налогового кодекса РФ регламентирует порядок и условия начала и прекращения применения упрощённой системы налогообложения. Согласно нормам статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, для прекращения применения упрощённой системы налогообложения необходимо:

- наступление обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13. Налогового кодекса РФ, а именно превышение дохода налогоплательщика 15 млн. рублей по итогам налогового (отчетного) периода или превышение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, 100 млн. рублей. При этом налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил указанные выше ограничения.

- уведомление налогоплательщика, применяющего

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу n А19-12022/07-42 . Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также