Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2007 по делу n А19-11253/07-11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Чита                                                                                                                  Дело №А19-11253/07-11

"14" декабря 2007 года                                                                                                       -04АП-4819/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  11 декабря 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен     14 декабря 2007 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   ответчика по делу ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области

(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)

на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2007г. по делу №А19-11253/07-11, по заявлению ООО "Ангарская ТеплоСбытовая Компания" к ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области о признании частично незаконным решения налогового органа, принятое судьей Д.А. Филатовым

                                                                 (фамилии, инициалы судей, принявших решение)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Шкурупей В.В. ( доверенность от 25.06.2007г.);

от ответчика: Петрова О.В. ( доверенность от 19.04.2007г. за № 03-18.6189);

                        Баранов П.В. ( доверенность от 26.06.2007г. за № 0318/7925);

                        Истомина А.В. ( доверенность от 21.08.2007г. за № 12270);

   установил:

   Общество с ограниченной ответственностью "Ангарская ТеплоСбытовая Компания"  обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области о признании незаконным решения от 12.02.2007 № 15-33-1 в редакции решения Управления   Федеральной   налоговой   службы   России   по   Иркутской   области   и   Усть-Ордынскому   Бурятскому   автономному   округу   №26-16/05920   от   26.04.2007   в   части привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость за налоговые периоды 2004, 2005 г.г. в сумме 2 179 561 руб. (п. 1); предложения уплатить суммы штрафных санкций в размере 2 179 561 руб. (п.п. 3.1 п. 3); предложения уплатить или, в случае наличия на момент исполнения решения излишне уплаченных сумм налога, провести уменьшение на сумму не полностью уплаченного налога на добавленную стоимость за декабрь 2004 года в размере 10 835 473 руб. (абзац «а» п.п. 3.2 п. 3); предложения уплатить или, в случае наличия на момент исполнения решения излишне уплаченных сумм налога, провести уменьшение на сумму пени в размере 293 845 руб. 76 коп., начисленных в связи с неуплатой налога на добавленную стоимость за налоговые периоды 2004, 2005 г.г. (абзац «б» п.п. 3.2 п. 3).

Решением от 01 октября 2007г. суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что общество правомерно не включило в налогооблагаемую базу суммы, поступившие в соответствии с мировым соглашением, в счет погашения убытков, связанных с неправильным расчетов тарифов. При расчете штрафных санкций налоговый орган не учел имеющиеся суммы переплаты по НДС.

Не согласившись с указанным решением, ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении требований Обществу. Считают, что денежные средства, поступившие в счет погашения убытков, вызванных неправильным расчетом тарифов, должны были быть включены в налогооблагаемую базу. Кроме того, НДС подлежит перечислению на основании п.5 ст.173 Налогового Кодекса РФ, т.к. обществом была выставлена счет-фактура с выделением НДС.

Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой, дал пояснения согласно письменному отзыву. Пояснил, что суммы возмещения убытков, полученных в декабре 2004 года от Ангарского муниципального образования в размере 65 012 838 руб., не должны быть включены в налогооблагаемую базу. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

   Представитель ответчика в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, пояснил, что перечисленные по мировому соглашению суммы не могут быть отнесены к субвенциям (субсидиям), а являются платой за реализованные товары (работы, услуги) и должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Обложение налогом на добавленную стоимость должно осуществляться по ставке 20%,  действовавшей до вступления в силу Закона РФ от 07.07.2003 № 117-ФЗ, независимо от момента поступления оплаты за указанные товары. Кроме того, при выставлении счета-фактуры с выделением НДС, уплаченный НДС должен быть перечислен в бюджет. Просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

   ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области провела выездную налоговую проверку ООО "Ангарская ТеплоСбытовая Компания" по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.

   В ходе проверки, в том числе установлено занижение за декабрь 2004 года налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость на стоимость реализованных населению в 2003 году тепловой энергии и горячей воды, вследствие не включения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость перечисленной Управлением по экономике и финансам администрации АМО платежным поручением № 151 от 22.12.2004 суммы, связанной с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) в размере 65 012 839 руб., что было зафиксировано в акте от 09.01.2007 №15-33-1.

   По результатам проверки налоговым органом 12.02.2007 принято решение № 15-33-1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную за налоговые периоды 2004, 2005 годов в виде штрафа в общей сумме 2 191 215 руб. 20 коп. (10 956 076 руб. х 20%). Данным решением налогоплательщику предложено уплатить, а при наличии переплаты подать заявление о зачете суммы налога и пеней, начисленные проверкой налог на добавленную стоимость за декабрь 2004 года в размере 10 873 609 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 293 845 руб. 76 коп.

   Решением № 26-16/05920, принятым Управлением ФНС по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, был изменен пункт 3 резолютивной части решения налогового органа от 12.02.2007 № 15-33-1. Налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции, указанные в пункте 1 решения, а также уплатить или в случае наличия на момент исполнения решения числящихся у налогоплательщика излишне уплаченных сумм налога инспекции произвести уменьшение данных сумм на доначисленные по решению суммы налогов и пени, в том числе налог на добавленную стоимость за декабрь 2004 года в сумме 10 873 609 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 293 845 руб. 76 коп.

    Общество, не согласившись с решением налогового органа, в редакции вышестоящего органа, в части, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в соответствующей части.

    Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются, в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

    Пунктом 2 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. 

    На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

    В силу пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

    Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 № 887 (действовавшего на 2003 год) «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» органами местного самоуправления утверждаются ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявленных при проведении экспертизы тарифов на товары, работы, услуги, учитываемые в их оплате, необоснованных затрат.

    В соответствии с пунктом 5 Постановления Главы администрации Иркутской области от 15.02.2002 № 23-ПГ «О плате за жилье и коммунальные услуги) главам муниципальных образований предложено, в том числе утверждать в установленном порядке ставки платы за жилье по договору найма и тарифы на коммунальные услуги в государственном и муниципальном жилищном фонде, с учетом реализации мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг и обязательной экспертизой экономической обоснованности затрат на товары, работы, услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг.

    На основании Постановления от 15.02.2002 № 23-ПГ Мэром Ангарского административного муниципального образования были установлены тарифы для населения за отопление и горячее водоснабжение (Постановление № 3057 от 03.12.2002).

    Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.2002 № 16-00-14/112 при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.

    В силу пункта 36.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.

    Обществом в 2003 году осуществлялся отпуск тепловой энергии и горячей воды населению Ангарского муниципального образования, приобретенной обществом у ОАО «Иркутскэнерго» на основании договора от 01.01.2003 № 2230 на отпуск и использование тепловой энергии в горячей воде.

    Тарифы, по которым тепловая энергия и горячая вода приобретались у ОАО «Иркутскэнерго», были установлены Решением РЭК Иркутской области от 26.08.2002 «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго».

    Тарифы, по которым тепловая энергия и горячая вода отпускались обществом населению Ангарского муниципального образования, были утверждены Постановлением Мэра административного муниципального образования № 3057 от 03.12.2002.

    По договору № 2230 от 01.01.2003 ОАО «Иркутскэнерго» было отпущено в адрес общества для реализации населению на нужды отопления и горячего водоснабжения товарной продукции на сумму 461 637 971 руб. Всего тепловой энергии отпущено - 1 925 962,2 Гкал. и 14 280 843,17 тн. Тогда как по тарифам установленным Мэром административного муниципального образования в Постановлении № 3057 от 03.12.2002 было начислено населению и предъявлено к оплате за использованную тепловую энергию и горячую воду 394 903 694 руб. В результате фактически, на конец 2003 года отпущенная и потребленная (использованная) населением тепловая энергия и горячая вода на сумму 66 734 277 руб. (461 637 971 руб. - 394 903 694 руб.) не была оплачена.

    Данный убыток при реализации тепловой энергии и горячей воды населению в 2003 году заявитель понес в результате применения неверно рассчитанных тарифов, утвержденных Постановлением Мэра административного муниципального образования № 3057 от 03.12.2002, в том числе за счет: несовпадения базы данных по народонаселению, принятой Мэром при расчете тарифа и фактической численностью населения; несовпадения базы данных по общей площади квартир; уменьшения отопительного сезона на 16 дней по сравнению с прогнозируемой продолжительностью в 8 месяцев; увеличения фактического отпуска тепловой энергии в 2003 году по сравнению с планируемым отпуском, по которому выполнялся расчет базового тарифа для населения; увеличения фактического отпуска объема горячей воды в 2003 году по сравнению с прогнозом, по которому выполнялся расчет базового тарифа для населения; увеличения стоимости подпиточной воды по сравнению с прогнозом; за счет дифференциации тарифа на горячую воду по степени благоустройства жилья, не учтенного при расчете базового тарифа.

    В декабре 2004 года общество обратилось с Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации Ангарского муниципального образования о взыскании убытков в размере 66 734 276 руб., вызванных применением неверно рассчитанных тарифов на тепловую энергию и горячую воду. В ходе судебного разбирательства стороны заключили мировое соглашение, утвержденное определением Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2004 года по делу № А19-28707/04-26, в соответствии с которым Ангарское муниципальное образование возмещает обществу убытки в сумме

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2007 по делу n А78-1162/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также