Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2007 по делу n А19-3745/07-58. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100б

www.4aas.arbitr.ru; E-mail: [email protected]

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции

г. Чита                                                                                          Дело № А19-3745/07-58

                 04АП-3164/2007     

06.08.2007г.

Резолютивная часть объявлена 30.07.2007г.

Полный текст постановления изготовлен  06.08.2007г.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк Т.В., судей: О.Н. Бурковой, О.А. Куклина, при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.В. Цыцыковой, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел апелляционную жалобу иску ОАО «Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод» на решение арбитражного суда Иркутской области от 25.05.2007г. по иску ОАО «Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод» к Департаменту недвижимости Администрации г. Усть-Илимска о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки (судья И.П. Дягилева).

ОАО «Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Департаменту недвижимости Администрации г. Усть-Илимска о признании договора аренды от 28.05.2003г. № 1643 недействительным и применении последствий ее недействительности.

Решением арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2007г. в иске заявителю было отказано.

Не согласившись с указанным решением арбитражного суда, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на несоблюдение ответчиком предусмотренной п. 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002г. № 576, процедуры согласования проекта договора аренды с Министерством имущественных отношений Российской Федерации. Заявитель апелляционной жалобы считает, что арендная плата ответчиком установлена с нарушением требований действующих на момент заключения спорного договора п. 2 ст. 3 Закона «О введение в действие Земельного кодекса РФ», Закона РФ «О плате за землю», «Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю» и п. 1 ст. 71 Закона РФ «О местном самоуправлении».

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу заявленные истцом требования считает не подлежащими  удовлетворению, а решение суда первой инстанции – законным и обоснованным.

Представители сторон в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№ 00944, 00945.

Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей  сторон, на основании ст. 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

28.05.2003г. между Департаментом недвижимости Администрации г. Усть-Илимска и ОАО «Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод» заключен договор аренды № 1643, согласно которому ответчик передал в аренду истцу земельный участок площадью 21949,0 кв.м., кадастровый номер 38:32:020102:0039, расположенный по адресу: г. Усть-Илимск, промплощадка УИ ЛПК, ОАО «УИ ЛДЗ» для размещения очистных сооружений дождевых и сточных вод.

Ссылаясь на то, что указанный договор не соответствует требования действующего на момент его заключения законодательства и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной сделкой, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявленные исковые требования судом первой инстанции были обосновано оставлены без удовлетворения, учитывая следующее.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Как следует из государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО № 75-42-00-613 правопредшественнику истца - ГП «Лесопильно-деревообрабатывающий завод» для размещения завода в бессрочное (постоянное) пользование предоставлено 114,6241 гектаров земель в границах, указанных на чертеже.

Распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 17.12.1992г. № 149-р ГП «Лесопильно-деревообрабатывающий завод» преобразовано в ОАО «Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод».

Согласно п. 2 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании заявления ОАО «Усть-Илимский ЛДЗ» от 29.10.02 № 400-18/1931 постановлением главы администрации г. Усть-Илимска от 13.05.03 № 657 «Об изъятии у открытого акционерного общества «Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод» земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование» у истца изъяты предоставленные государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей ИРО № 75-42-00-613 земельные участки.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

На основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно п. 10 ст. 3 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской   Федерации»   распоряжение   земельными   участками,   государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В силу п. 3.3.1 Положения о Департаменте администрации г. Усть-Илимска, утвержденного постановлением главы администрации г. Усть-Илимска от 14.05.02г. № 649 «О департаменте недвижимости администрации г. Усть-Илимска», с 15.05.02г. Комитет по управлению имуществом г. Усть-Илимска полномочия по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск принадлежат Департаменту недвижимости администрации г. Усть-Илимска.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

На основании договора от 28.05.2003г. № 1643 Департаментом недвижимости администрации г. Усть-Илимска из земель поселений передан в аренду ОАО «Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод» земельный участок площадью 21949,0 кв.м., с кадастровым номером 38:32:020102:0039, расположенный в г. Усть-Илимске, промплощадка УИ ЛПК, для размещения очистных сооружений дождевых и сточных вод.

Согласно 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом, и в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации считается заключенным с момента его регистрации.

В силу части 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с ч. 1 ст. 14 которого проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка от 28.05.2003г. № 1643 зарегистрирован учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Иркутской области 15.09.2003г., о чем свидетельствует проставленная в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрационная надпись на договоре за № 38-01/17-8/2003-326.

Регистрационная надпись на договоре аренды земельного участка от 15.09.2003г. № 38-01/17-8/2003-326, совершенная в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подтверждает, что данный договор зарегистрирован Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Иркутской области 15.09.2003г., в связи с чем на основании статей 433, 609 и 651 Гражданского кодекса Российской Федерации считается заключенным с 15.09.2003г., и с этого дня согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации у сторон возникли обязательства по спорному договору, и, соответственно, с 15.09.2003г. на основании части 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации начинается течение срока исковой давности по требованиям о признании договора недействительным, о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Исковое заявление с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки заявлено 06.03.2007г.

Судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что истец обратился в суд с пропуском установленного частью 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации трехгодичного срока исковой давности, что в свою очередь является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований на основании части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы истца о нарушения ответчиком процедуры согласования проекта договора аренды судом отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.02 № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.

Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в трехдневный срок после государственной регистрации указанного договора аренды направляют в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копию договора аренды с отметкой о его государственной регистрации.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) и уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации осуществляют учет договоров аренды.

Данное правило регулирует отношения между органами местного самоуправления или органами государственной власти, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) либо уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Действие названных правил распоряжения земельными участками не распространяется на юридическое лицо при реализации им права на получение в арендное пользование земельного участка для размещения лесопильно-деревообрабатывающего завода.

Так, довод истца, основанный на неисполнении властными органами возложенных на них обязанностей, не указывает на недействительность договора.

Принимая во внимание, что договор аренды земельного участка от 28.05.2003г. № 1643 в соответствии со ст. ст. 131, 164, 433, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, прошел государственную регистрацию, тем самым государством признано и подтверждено возникновение у ОАО «Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод» с момента государственной регистрации право аренды на земельный участок, ненаправление проекта договора Министерству имущественных отношений Российской Федерации не является основанием для признания

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2007 по делу n А19-2792/07-12. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также