Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2007 по делу n А19-1086/07-56. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Чита                                                                                                                     Дело №А19-1086/07-56

"06" июня 2007 года                                                                                                             -04АП-1746/2007

Резолютивная часть постановления объявлена   05 июня 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен     06 июня 2007 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   заявителя по делу ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска

(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)

на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12.03.2007г. по делу №А19-1086/07-56, по заявлению ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска к ООО "Корвет" о взыскании налоговых санкций, принятое судьей В.Д. Загвоздиным

                                                                                                (фамилии, инициалы судей, принявших решение)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

   установил:

   Инспекция ФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Корвет» налоговых санкций в размере 139 768 руб. 40 коп. за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость.

   Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 марта 2007г.  в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что налоговым органом не доказана правомерность взыскания налоговой санкции на основании решения 24.09.06г. № 09-57/5820.

            Не согласившись с указанным решением, ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. Считают, что представленные обществом доказательства содержат недостоверные сведения, что свидетельствует о формальности сделок, направленными на уменьшение суммы налога  при отсутствии реальной обработки и складировании лесоматериалов.

  

Представитель заявителя в судебном заседании не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 19.05.2007г.  

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

            26.06.06г. ООО "Корвет" представил в Инспекцию ФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года, согласно которой сумма полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполненных работ, оказанных услуг) составляет 4 880 264 руб., налог на добавленную стоимость по ставке 18 % - 118 744 447 руб., всего исчислено с учетом восстановленных сумм налога 744 447 руб., сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету - 740 550 руб., сумма налога, исчисленная к уплате, -3 897 руб.

            В целях проверки обоснованности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную в адрес ответчика налоговым органом направлено требование от 14.08.06г. №09-60/7114-1544 о представлении документов, а также запросы в Иркутский межрайонный отдел Управления по налоговым преступлениям Главного Управления внутренних дел Иркутской области от 31.05.06г. № 5403 об оказании содействия в опросе руководителя поставщика ООО «ИркутскТехСтрой» Прогонновой Т.М., в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска №9063дсп от 14.09.06г. о проведении встречной проверки ООО «ИркутскТехСтрой».

            По результатам проверки налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщиком   необоснованно   предъявлен   к   вычету   налог   на   добавленную стоимость в размере 723 770 руб. по счету-фактуре № 44 от 10.05.06г., выставленному ООО «ИркутскТехСтрой», в связи с чем было принято решение от 24.09.06г. №09-57/5820 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 139 768 руб. 40 коп., доначислении налога на добавленную стоимость в размере 723 770 руб. 00 коп. и пени в сумме 25 770 руб. 31 коп.

            Требование от 29.09.06г. №1703 об уплате налоговой санкции в добровольном порядке ответчиком не исполнено, что явилось основанием для обращения в суд с заявлением в соответствии со ст. 104 Налогового кодекса РФ о взыскании с общества 139768 руб. 40 коп., составляющих сумму налоговой санкции.

            Согласно п.2 ст. 170 Налогового кодекса РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

            Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса (п.1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

            Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 Налогового кодекса РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

            Обязательные требования к счетам-фактурам установлены в п.п. 5, 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ. Перечисленные в данных пунктах требования к заполнению счетов-фактур относятся не только к формальному наличию соответствующих сведений в счетах-фактурах, но и к их достоверности.

            Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п.2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

            Пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, установление порядка ведения которых отнесено пунктом 8 названной статьи Кодекса к компетенции Правительства Российской Федерации.

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее -Правила).

            Согласно Приложению № 1 к Правилам адреса продавцов-организаций указываются в соответствии с их местом нахождения по учредительным документам.

            Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (п.п.2, 3 ст.54 Гражданского кодекса РФ).

            Пунктом 29 Правил установлено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

            Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы определен также пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которым в первичные учетные документы исправления могут вноситься по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

            В обоснование решения о привлечении к налоговой ответственности налоговый орган указал, что согласно ответу Иркутского межрайонного отдела Управления по налоговым преступлениям Главного Управления Внутренних Дел Иркутской области от 29.06.2006 № 40/39-3268 Прогоннова Т.М. (указанная в спорном счете-фактуре руководителем ООО «Иркутсктехстрой») является индивидуальным предпринимателем и к ООО «ИркутскТехСтрой» никакого отношения не имеет, доверенностей на представление интересов ООО «ИркутскТехСтрой» не выдавала, бухгалтерскую и налоговую отчетность в ИФНС по Правобережному округу не направляла, договоры, имеющие отношение к данной организации не заключала, счета-фактуры не выставляла. В январе 2006 года Прогонновой Т.М. был утерян паспорт, заявление об утере паспорта не подавала. В апреле 2006 года Прогонновой Т.М. паспорт вернули за вознаграждение. В счете-фактуре № 44 от 10.05.06г. ООО «ИркутскТехСтрой» указан адрес продавца: г. Иркутск, ул. Ленина, 24, в то время как в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указан юридический адрес ООО «ИркутскТехСтрой» - г. Иркутск, ул. Ленина, 21. По договору оказания услуг по распиловке леса в хлыстах и складированию сортиментов № 01 от 17.02.06г., заключенному между ООО «Корвет» (Заказчик) и ООО «ИркутскТехСтрой» (подрядчик), последний обязался своими силами и средствами осуществить обрезку сучьев, трелевку, раскряжевку хлыстов у пня на бревна, сортировку бревен, складированию их в штабеля. При этом ООО «ИркутскТехСтрой» состоит на налоговом учете с 15.02.2006, вся отчетность, включая декларации по налогу на добавленную стоимость, «нулевая». Начиная со 2 квартала 2006 года, предприятие бухгалтерскую и налоговую отчетность в Инспекцию ФНС по Правобережному округу не представляло. Штатная численность, основные средства, с помощью которых можно осуществлять услуги по распиловке и складированию лесопродукции в ООО «ИркутскТехСтрой» отсутствует.

            Как усматривается из материалов дела, в счете-фактуре №44 от 10.05.06г. указан адрес продавца ООО «ИркутскТехСтрой»: г. Иркутск, ул. Ленина, 24, тогда как в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указан юридический адрес ООО «ИркутскТехСтрой» - г. Иркутск, ул. Ленина, 21.

            Между тем данное нарушение налогоплательщиком устранено, представлен исправленный счет-фактура №44 от 10.05.06г., исправления внесены в соответствии с пунктом 29 Правил.

            Конституционный суд РФ в Определении от 12.07.06г. № 267-О указал, что в соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным судом РФ в Постановлениях от 06.06.95г. №7-П и от 13.06.96г. №14-П, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным. Из данной правовой позиции, конкретизированной Конституционным судом РФ применительно к налоговым спорам в Постановлении от 28.1099г. №14-П и Определении от 18.04.06г. №87-0, вытекает, что гарантируемая статьями 35 и 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и законных интересов налогоплательщиков не может быть обеспечена, если суды при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении заявленных налоговых вычетов исходят из одного только отсутствия у налогового органа документов, подтверждающих правильность их применения, без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, в частности счетов-фактур и иных документов, подтверждающих уплату налога, а также других фактических обстоятельств, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопросов о возможности предоставления налоговых вычетов и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

            На основании изложенного в Определении от 12.07.06г. №267-О Конституционный суд РФ установил, что ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса РФ предполагает право налогоплательщика предоставить и обязанность арбитражных судов исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета.

            Таким образом, представленный налогоплательщиком надлежащим образом оформленный счет-фактура № 44 от 10.05.06г., может быть принят в подтверждение обоснованности применения налогового вычета.

            В соответствии с пунктом 7 Правил покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

            Согласно абзацу второму вышеназванного пункта Правил, введенному постановлением Правительства РФ от 11.05.06г. №283, при необходимости внесения

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2007 по делу n А58-8799/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также