Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2007 по делу n А19-27407/06-32. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Чита                                                                                                                       Дело №А19-27407/06-32

"03" мая 2007 года                                                                                                          -04АП-1330/2007

Резолютивная часть постановления объявлена   26 апреля 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен     03 мая 2007 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Лешуковой Т.О., Григорьевой И.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   заявителя по делу МРИ ФНС России №15 по Иркутской области и УОБАО

(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)

на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07.02.2007г. по делу №А19-27407/06-32, по заявлению МРИ ФНС России №15 по Иркутской области и УОБАО к индивидуальному предпринимателю Михалеву О.М. о взыскании налоговых санкций, принятое судьей  Л.Н. Кродиновой

(фамилии, инициалы судей, принявших решение)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области и Усть-Одынскому Бурятскому автономному округу обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к индивидуальному предпринимателю Михалеву О.М. о взыскании налоговых санкций в размере 7 932 руб. 20 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2007г. в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование решения суд указал, что налоговым органом не был соблюден порядок, предусмотренный ст.101 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.

Не согласившись с указанным решением,  МРИ ФНС России №15 по Иркутской области и УОБАО обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагают, что представленные ИП Михалевым О.М. документы не подтверждают оплату выставленных счетов-фактур. Определение Конституционного суда РФ №267-О было опубликовано 23.10.2006г., решение налогового органа было принято 21.06.2006г.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением  от 04.04.2007г.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением  от 05.04.2007г.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

            Михалев О.М. зарегистрирован Межрайонной инспекцией МНС России № 15 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя 23.11.2004г., о чем выдано свидетельство №002067113.

            Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации индивидуального предпринимателя Михалева О.М. по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2005 года, в ходе которой в адрес налогоплательщика направлялось требование от 26.04.2006г. № 12-30/3346 о представлении документов.

            По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 21.06.2006г. № 12-28/1446 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 7932 руб. 20 коп.

            Основанием для применения в отношении налогоплательщика мер ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации послужило не подтверждение налоговым органом правомерности применения ответчиком налоговых вычетов в размере 62 088 руб. 00 коп. по счетам-фактурам от 14.02.2005г. № 5 на сумму 114 585 руб. 50 коп. (в т.ч. НДС - 17 479 руб. 16 коп.), от 28.02.2005г. № 21 на сумму 52 112 руб. 21 коп. (в т.ч. НДС - 7 949 руб. 32 коп.), от 31.03.2005г. № 26 на сумму 70 809 руб. 61 коп. (в т.ч. НДС - 10 801 руб. 47 коп.), от 31.03.2005г. на сумму 76 646 руб. 40 коп. (в т.ч. НДС - 11 691 руб. 82 коп.), от 31.03.2005г. на сумму 32 870 руб. 40 коп. (в т.ч. НДС - 5 014 руб. 13 коп.), выставленным ФГУ «Шестаковский лесхоз» и счету-фактуре от 17.02.2005г. № 25 на сумму 60 000 руб. 00 коп. (в т.ч. НДС - 9 152 руб. 55 коп.), выставленной ООО «Фрези Грант», в связи с непредставлением предпринимателем на проверку документов, достоверно свидетельствующих об оплате вышеперечисленных счетов-фактур.

            В соответствии со ст. ст. 69, 70, 104 Налогового кодекса Российской Федерации ответчику направлено требование от 29.06.2006г. №1256 об уплате 7 932 руб. 20 коп. налоговых санкций.

            В связи с тем, что данное требование налогоплательщиком добровольно не исполнено, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением взыскании налоговых санкций в судебном порядке.

            Согласно п.2 ст.170 Налогового кодекса РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Вычетам подлежат, если иное не установлено ст.172 Налогового кодекса РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных нрав на территории Российской Федерации, после принятия па учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Обязательные требования к счетам-фактурам установлены п.п.5, 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п.2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

            Таким образом, законодатель установил, что право на применение налогоплательщиком возмещения налога на добавленную стоимость возникает только при соблюдении им трех юридических фактов: 1) наличия счета-фактуры, оформленной в соответствии с требованиями, установленными статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации; 2) принятия товара (работ, услуг) на учет на основании соответствующих документов; 3) фактической оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам (продавцам) с учетом начисленного ими налога.

            В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

            Указанному праву корреспондирует обязанность налогоплательщиков, установленная подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставлять налоговым органам необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

            Согласно пункту 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

            В соответствии с вышеперечисленными нормативными положениями налоговой инспекцией в ходе камеральной проверки было направлено в адрес индивидуального предпринимателя Михалева О.М. требование от 26.04.2006г. № 12-30/3346 о представлении документов, необходимых для проведения мероприятий налогового контроля, которое получено последним 05.05.2006г.

            В указанном требовании налоговый орган предложил представить:

            банковские документы, выписки из лицевого счета, договора, подтверждающие финансово-хозяйственные отношения, книга покупок, книга продаж, копии счетов-фактур, платежные документы, товарно-транспортные документы.

            Какие конкретно документы, их реквизиты, за какой период в требовании налогового органа указано не было.

            По требованию от 26.04.2006г. № 12-30/3346 налогоплательщиком для подтверждения оплаты налога в составе стоимости товаров, поименованных в спорных счетах-фактурах, были представлены в налоговый орган акты от 31.03.2005г. сверки взаимных расчетов с предприятиями ООО «Фрези Грант» и ФГУ «Шестаковский лесхоз», подписанные индивидуальным предпринимателем Михалевым О.М. в одностороннем порядке при отсутствии доказательств, подтверждающих направление предпринимателем в адрес указанных организаций заявлений о зачете взаимных требований, а также получения последними соответствующих заявлений.

            Учитывая, что из содержания представленных  документов  не  представлялось  возможным  установить  обстоятельство оплаты   предпринимателем   спорных   счетов-фактур, налоговый орган отказал налогоплательщику в подтверждении налоговых вычетов, заявленных в размере 62 088 руб. 00 коп., доначислил налог и привлек к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового Кодекса РФ.

            В соответствии с положениями статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

            Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

            При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.         

            Согласно пункту 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии индивидуального предпринимателя или его представителей.

            О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

            Пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

            Как следует из положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности. При этом право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, т.е. до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

            Как название, так и содержание статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что ее положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок.

            Следовательно, в силу пункта 1 данной статьи во взаимосвязи с частью четвертой статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган заблаговременно извещает налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов не только выездной, но и камеральной проверки.

            Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений частей третьей и четвертой статьи 88 и пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

            Данное толкование указанных норм Налогового Кодекса содержится в Определении  Конституционного суда РФ №267-О от 12.07.2006г.

            В нарушение вышеизложенных

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2007 по делу n А58-7875/06. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также