Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.06.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«07» июня 2010 г.

Дело №

г. Красноярск

А74-5248/2009

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена «31» мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен          «07» июня 2010  года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кирилловой Н.А.,

судей:  Белан Н.Н., Магда О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Прометей-3» - Можаровой Т.Ю., представителя по доверенности от 31.12.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Опытненский сельсовет Усть-Абаканского района

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «23» марта 2010 года по делу № А74-5248/2009, принятое судьей Колосовой Л.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Прометей-3» (далее – ООО «Прометей-3») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Администрации муниципального образования Опытненский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее – Администрация МО Опытненский сельсовет) 991 027 рублей убытков  за 9 месяцев 2009 года, возникших за 9 месяцев в результате разницы между экономически обоснованными тарифами предприятия и тарифами, утверждёнными для населения на 2009 год.

В ходе судебного разбирательства истец неоднократно изменял сумму иска, в окончательном виде  просил взыскать убытки в сумме 2 348 560 рублей, в том числе: 1 312 950 рублей – по отоплению, 1 035 610 рублей – по холодному водоснабжению и водоотведению, возникшие в результате разницы между экономически обоснованными тарифами предприятия и тарифами, утверждёнными для населения на 2009 год.

Увеличение суммы иска и уточнение исковых требований принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Протокольным определением от 10 марта 2010 года  в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия лиц, участвующих в деле, в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование Опытненский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее – МО Опытненский сельсовет). Протокольным определением от 17 марта 2010 года, Администрация МО Опытненский сельсовет исключена из числа ответчиков.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 марта 2010 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, МО Опытненский сельсовет обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что фактические расходы истца документально не подтверждены. По мнению МО Опытненский сельсовет, к участию в деле в качестве третьего лица следовало привлечь Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия.

ООО «Прометей-3» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало следующее:

- отказ Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия в возмещении истцу убытков  за спорный период обусловлен тем, что Республика Хакасия приняла на себя часть обязательств по компенсации убытков организациям жилищно-коммунального комплекса  в зависимости от наполняемости бюджета;

- ходатайство о привлечении к участию в деле Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия в  качестве третьего лица ответчиком  в суде первой инстанции заявлено не было;

- нормативы потребления коммунальных услуг и тарифы утверждаются органом местного самоуправления, в связи с чем ссылка ответчика на то, что нормативы могут быть завышены, является необоснованной.

МО Опытненский сельсовет, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи  с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ООО «Прометей-3» поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

В течение 2009 года ООО «Прометей-3» оказывало населению Опытненского сельсовета  коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению и водоотведению.

Согласно справке  МО Опытненский сельсовет  за 2009 год ООО «Прометей-3» фактически отпустило населению тепловую энергию в количестве 4 763 Гкал, холодную воду  в количестве 26 244 куб.м., оказало услуги по водоотведению - 29 099 куб.м. (т.1, л.д. 119). Справка составлена на основании нормативов потребления.

Решением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия  от 27.11.2008 № 104 для ООО «Прометей-3» установлен тариф на 2009 год на тепловую энергию в размере 1 283,34 рублей  за 1 Гкал.

Решением Межведомственной комиссии по регулированию цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги  от 10.11.2008 установлены экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые ООО «Прометей-3» с 01.01.2009 для бюджетных и прочих учреждений, в том числе на холодное водоснабжение – 19,53 руб./куб.м., на водоотведение – 65,95 руб./куб.м.

Решением Совета депутатов муниципального образования Опытненский сельсовет от 25.12.2008 № 121  утверждены тарифы на 2009 год на жилищно-коммунальные услуги для населения с. Зеленое, получающего услуги от ООО «Прометей», в том числе по приборам учета за теплоснабжение -  820,89 рублей за 1 Гкал, за холодное водоснабжение – 10,26 руб./куб.м., за водоотведение – 25,78 руб./куб.м. Пунктом 4 указанного решения предписано Администрации  муниципального образования Опытненский сельсовет предусмотреть в бюджете  МО Опытненский сельсовет  на 2009 год возмещение разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения в сумме 4 276 476 рублей 60 копеек.

Население оплачивало коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению и водоотведению, исходя из размера платы за коммунальные услуги, установленного в спорный период решением Совета депутатов муниципального образования Опытненский сельсовет от 25.12.2008 № 121.

Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия перечислило истцу в счет возмещения недополученных доходов 1 266 100 рублей, в том числе:

-  за услуги отопления -  889 700 рублей по платежным поручениям от 21.07.2009 № 731, от 27.08.2009 № 186, от 28.12.2009 № 618 (т.1, л.д. 87-89);

- за услуги холодного водоснабжения и водоотведения – 376 400 рублей по платежным поручениям от 27.08.2009 № 187, от 01.12.2009 № 781 (т.1, л.д. 86, 90).

В результате разницы между экономически обоснованными тарифами (тарифом на тепловую энергию, утвержденным решением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 27.11.2008 № 104, а также тарифами на водоснабжение и водоотведение, установленными решением Межведомственной комиссии по регулированию цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги  от 10.11.2008), отражающими реальные затраты истца на поставку тепловой энергии и оказание услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям,  и тарифом для населения у ООО «Прометей-3» возникли убытки в виде неполученных доходов, что послужило основанием для  обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего иска является требование о взыскании убытков, составляющих разницу между установленными для истца экономически обоснованными тарифами на отопление, услуги водоснабжения и водоотведения и тарифами, утверждёнными для населения на 2009 год.

Факт оказания коммунальных услуг подтверждается справкой ответчика о фактических объёмах предоставленных коммунальных услуг населению с. Зеленое предприятием ООО «Прометей-3» на 2009 год и ответчиком не оспаривается.

В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за отопление, водоснабжение и водоотведение  входит в состав платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлениями Правительства РФ от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» и  от 29.08.2005 № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2006 год» установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан за коммунальные услуги в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. При установлении региональных стандартов оплату жилья и коммунальных услуг предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов РФ исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организации на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению.

Из пункта 3 Постановления  Правительства РФ от 26.08.2004 № 441 следует, что орган местного самоуправления вправе снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги населению только с учетом заключения независимой экспертизы и с условием обязательного обеспечения возмещения экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

Тариф на тепловую энергию для ООО «Прометей-3» установлен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке реализации полномочий в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, предусмотренных Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2004 № 136 «Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов».

Тариф на услуги водоснабжения и водоотведения для ООО «Прометей-3» установлен Межведомственной комиссией по регулированию цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги.

Тарифы на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для населения установлены на территории Опытненского сельсовета нормативными актами органов местного самоуправления, которые изданы в соответствии с  Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия  от 10.10.2008 № 44 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год».

Согласно расчету истца разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения на 2009 год, составляет:

- по отоплению - 462  рубля 45 копеек (1 283,34-820,89);

- по холодному водоснабжению – 9 рублей 27 копеек (19,53-10,26);

- по водоотведению – 40 рублей 17 копеек (65,95-25,78).

Установив, что решением  Совета депутатов МО Опытненский сельсовет от 25.12.2008 № 121  тарифы на коммунальные услуги для населения установлены ниже экономически обоснованных затрат истца, администрации МО Опытненский сельсовет предписано предусмотреть в бюджете МО Опытненский сельсовет на 2009 год возмещение разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения в сумме 4 276 476,6 рублей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у МО Опытненский сельсовет в силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации  возникло бюджетное обязательство.

Между тем, в ведомственной структуре расходов бюджета МО Опытненский сельсовет денежные средства  по строке «Компенсация выпадающих доходов организациями, предоставляющими населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек» не заложены.

Таким образом, органы местного самоуправления при установлении в спорный период тарифов для населения ниже региональных стандартов и предельных уровней не установили порядок и источники возмещения, допустив тем самым неправомерное бездействие.

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

С учетом разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения на 2009 год, сумма убытков истца составляет 3 614 838 рублей 06 копеек, в том числе:

- за услуги отопления – 2 202 649 рублей 35 копеек(4 763Гкал*462,45 руб./Гкал);

-

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.06.2010 по делу n А69-2565/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также