Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«18»мая 2010г.

Дело №

г. Красноярск

А74-4632/2009

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена «11» мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен          «18» мая 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.,

судей:  Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Е.А. ,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Магазин № 17» - Емельянова А.В., по доверенности от 15.12.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Магазин № 17» на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «26» января 2010 года по делу № А74-4632/2009, принятое судьей Лиходиенко А.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Магазин № 17» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Черногорска, выразившегося в письме № 3857 от 26.08.2009, в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18, об обязании предоставить земельный участок, расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18, в собственность по льготной цене.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от «26» января 2010 года по делу № А74-4632/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе  общество с ограниченной ответственностью «Магазин № 17» ссылается на то, что отказ администрации  города Черногорска  предоставить земельный участок в собственность, со ссылкой на наличие земель общего пользования незаконен и документально не подтвержден.

Администрация  города Черногорска  представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным,  апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие администрации города Черногорска, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

   Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью «Магазин № 17» зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900696861.

Обществом на основании акта о выкупе имущества муниципального предприятия от 03.12.1992 приобретен в собственность магазин № 17 общей площадью 619,6 кв.м., находящийся по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18,  № 060Н.

Постановлением администрации города Черногорска № 717 от 06.07.1998 ООО «Магазин № 17» продлен срок аренды земельного участка площадью 1 535,7 кв.м., расположенный по ул. Юбилейная, 18а, на 2 года, предоставленный под магазин.

Постановлением администрации города Черногорска № 4191 от 05.11.2003 ООО «Магазин № 17» продлен срок аренды земельного участка площадью 1 637,41 кв.м., расположенный по ул. Юбилейная, 18, сроком до 1 года.

Постановлением администрации города Черногорска № 3831 от 05.10.2004 ООО «Магазин № 17» предоставлен земельный участок площадью 1 637,41 кв.м., расположенный по ул. Юбилейная, 18а.

Общество с ограниченной ответственностью «Магазин №17» и администрация г. Черногорска 05.11.2004 заключили договор аренды земельного участка № 773Ю, по условиям которого заявителю предоставлен в аренду земельный участок площадью 1 637,41 кв.м., расположенный по адресу Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18а, кадастровый номер 19:02:010528:0053 под магазин.

Соглашением от 07.07.2009 адрес земельного участка изменен на: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка № 02/09-1-1428 от 03.04.2009 земельный участок расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18 имеет площадь 1 637,41 кв.м., кадастровый номер 19:02:010528:0053, разрешенное использование: для магазина, категория земельного участка - земли населенных пунктов.

ООО «Магазин № 17»  28.07.2009 обратилось в администрацию г. Черногорска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18, в собственность.

Администрация города Черногорска письмом  № 3857 от 26.08.2009 отказала заявителю в выкупе испрашиваемого земельного участка, по причине использования части земельного участка, площадью 997 кв.м., для проезда автомобилей, пешеходных проходов, дорожек, объектов благоустройства (земли общего пользования), сославшись на то, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации часть земельного участка приватизации не подлежит (земли общего пользования).

Не согласившись с указанным отказом общество обратилось  в арбитражный  суд.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве материально-правового общество заявило требование о признании незаконным отказа администрации  города Черногорска,  в выкупе испрашиваемого земельного участка, по причине использования части земельного участка, площадью 997 кв.м., как земли общего пользования.

Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дела о признании незаконным ненормативного акта органа местного самоуправления  арбитражный суд проверяет оспариваемый ненормативный акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие соответствующих полномочий у органа или лица на совершение требуемых заявителем действий, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый ненормативный акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного акта органа местного самоуправления незаконным суд должен установить наличие двух условий:

-  оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления имеет место и не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 1 указанного закона к органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К вопросам местного значения  относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации,  предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, администрация города Черногорска  как орган местного самоуправления  является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении земельных участков в собственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации  граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «Магазин № 17» на праве собственности принадлежит здание магазина № 17 общей площадью 619,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права  от 05.11.2003.

Общество 28.07.2009 подало в администрацию города Черногорска  заявление о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18.

Администрация города Черногорска письмом от 26.08.2009 № 3857 отказала в  выкупе спорного  земельного участка, по причине использования его части, площадью 997 кв.м., для проезда автомобилей, пешеходных проходов, дорожек, объектов благоустройства (земли общего пользования), сославшись на то, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации часть земельного участка приватизации не подлежит (земли общего пользования).

Согласно пунктам 1, 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам.

В пункте 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» также установлено, что отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Границы земельного участка общего пользования устанавливаются учётом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации   красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая подлежит утверждению.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен в статьях  45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Между тем, в соответствии с п. 3.3 инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселений Российской Федерации красные

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также