Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу n А74-4864/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«27» апреля 2010 года

Дело №

А74-4864/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «22» апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен          «27» апреля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Дунаевой Л.А.,

судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «Дороги Сибири»): Баландина А.В., представителя по доверенности от 30.10.2009,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дороги Сибири»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «05» февраля 2010 года по делу № А74-4864/2009,

принятое судьей Колосовой Л.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Дороги Сибири» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия к Комитету муниципальной экономики администрации города Абакана с заявлением о признании незаконным принятия Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия 10.10.2008 № 19-19-01/060/2008-297У в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества в виде нежилого помещения 57 Н на 1 этаже по ул. Т. Шевченко, 60 в г. Абакане, кадастровый номер 19-19-01/060/2008-297, и возвращении сторон в первоначальное положение.

Определением от 16 декабря 2009 года арбитражный суд в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ненадлежащего ответчика - Комитета на  Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия, а также в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет муниципальной экономики администрации города Абакана и Департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области.

Определением от 12 января 2010 года по ходатайству заявителя Департамент исключен из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 февраля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на данный судебный акт, ссылаясь на следующие основания:

- спорный объект недвижимости не является бесхозяйным, а относится к федеральной собственности, права собственника в отношении которого осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области;

- отсутствуют правовые основания для регистрации в качестве бесхозяйного части единого объекта недвижимости - первого этажа  пятиэтажного жилого дома.

Управление считает решение суда законным и обоснованным, полагая, что общество не доказало нарушение его прав, поскольку правоустанавливающие документы в суд первой инстанции представлены не были, собственник объекта недвижимости вправе обратиться за государственной регистрацией своих прав на такое имущество, вследствие чего оно будет снято с учета  в качестве бесхозяйного.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия, Комитета муниципальной экономики администрации города Абакана, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства согласно уведомлениям №№ 744674,744667.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Приказом от 19.01.2001 № 10/1 дом по ул. Т. Шевченко, 60 в г. Абакане снят с баланса ЗАО «Дороги Сибири», приказом от 22.01.2001 № 2/1 данный дом принят на баланс ООО «Дороги Сибири».

Комитет муниципальной экономики администрации города Абакана 17.09.2008 обратился в Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного нежилого помещения 57Н, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Т. Шевченко, 60, представив следующие документы:

- заявление от 17.09.2008 № 01/060/2008-297 о принятии на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного;

- письма Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия (от 11.09.2008 № 2642), Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом (от 23.06.2008                   № 1011-и), Комитета муниципальной экономики администрации города Абакана (от 15.09.2008 № 3031), свидетельствующие об отсутствии в реестрах федеральной, республиканской, муниципальной собственности нежилого помещения № 57 по ул. Тараса Шевченко, 60 в г. Абакане Республики Хакасия;

- технический паспорт нежилого помещения, составленный Государственным унитарным предприятием Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» по состоянию на 04.02.2008, который также не содержит сведений о собственнике на указанный объект недвижимого имущества.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управление 10.10.2008 внесло в реестр запись о принятии на учет указанного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного (запись №19-19-01/060/2008-297У).

Общество, полагая, что его права нарушены принятием на учет спорного объекта  недвижимости в качестве бесхозяйного, обратилось с заявлением в суд.

Представитель общества при рассмотрении дела в апелляционной инстанции подтвердил, что им оспариваются по сути действия регистрирующего органа по принятию на учет спорного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного и внесении об этом записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При изложенных обстоятельствах спор подлежит рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции  не установил основания для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В обоснование соблюдения срока обращения в суд заявитель ссылается на определения Абаканского городского суда от 16.10.2009 о подготовке дела к судебному разбирательству и от 19.11.2009 о приостановлении производства по делу № 2-4704/2009, в ходе рассмотрения которого Обществу стало известно о нарушении своих прав и законных интересов. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспорено. В арбитражный суд ООО «Дороги Сибири» обратилось 12.11.2009.

В связи, с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении обществом трехмесячного срока в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обращение с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении указанных  дел арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения  действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Из содержания статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для принятия решения суда о признании незаконными  действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему заявлению входят два условия, влекущих удовлетворение заявления:

- несоответствие оспариваемых действий действующему законодательству;

- нарушение оспариваемыми действиями законных прав и интересов заявителя.

Суд апелляционной инстанции полагает, что Управление доказало законность оспариваемых действий по внесению спорной записи в Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по следующим основаниям. 

По определению пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей (далее по тексту - объекты недвижимого имущества) регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 (далее – Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 4 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

- выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

- выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Согласно пункту 30 Положения объект недвижимого имущества снимается с учета

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также