Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«14» апреля  2010г.

Дело №

г. Красноярск

А33-20029/2009

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена «07» апреля  2010 года.

Полный текст постановления изготовлен          «14» апреля  2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Хасановой И.А.,

судей:  Кирилловой Н.А., Петровской О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,

при участии:

от ОАО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат» (ответчика):Тепляшиной Е.В.- представителя по доверенности  от 12.11.2009; Бавдей Н.В.- представителя по доверенности от 12.11.2009,

от ОАО «Российские железные дороги» (истца):  Ткаченко Н.И.- представителя по доверенности от 27.10.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «13» января   2010 года по делу №  А33-20029/2009, принятое судьей Михайловой Т.В.,

установил:

открытое акционерное общество  «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога (далее – истец, ОАО  «Российские железные дороги» в лице филиала - Красноярская железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «РУСАЛ Ачинск» (далее – ответчик, ОАО «РУСАЛ Ачинск»)  о взыскании 426 200 рублей  – штрафа за задержку вагонов.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 января 2010 года исковые требования удовлетворены частично. С открытого акционерного общества «РУСАЛ Ачинск» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Красноярская железная дорога взыскано 200 000 рублей  штрафа, а также 10 024 рубля  расходов по уплате государственной пошлины.  В остальной части иска отказано.

Не согласившись с судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 января 2010 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в сумме 426  200 рублей.

По мнению истца, Арбитражный суд Красноярского края в решении от 13 января 2010 года необоснованно снизил сумму штрафа более чем на 50%. Предъявленный к взысканию штраф соразмерен  с последствиями нарушенного  обязательства. Значительное снижение размера штрафа  не оправдывает целей для которых  применяется штраф как  способ обеспечения обязательств. В материалы дела представлен экономически обоснованный  расчет, составленный на основании расчета потерь доходов №166.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указал, что нарушение договорных  обязательств  в части соблюдения технологического срока  оборота вагонов  не повлекло  для истца соответствующих последствий. Суд правомерно снизил размер штрафа, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено рассмотрение жалобы на 07 апреля  2010 года.

Представители истца, ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.

01.02.2006 ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик), ОАО «В-Сибпромтранс» (владелец) и ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» (комбинат) заключен договор № Д2006/0060/Т-2/127, связанный с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу, погрузкой выгрузкой вагонов комбинатом (л.д. 14-30).

 В соответствии с пунктом 2.1.3 договора локомотивом перевозчика подаются (убираются) вагоны на выставочные пути ст. Заводская и ст. Предзаводская. С выставочных путей и мест подготовки вагонов вагоны подаются комбинату на места погрузки выгрузки локомотивом владельца (пункт 2.2.11 договора).

В обязанности владельца входит, в том числе подготовка и передача перевозчику уведомлений о возврате вагонов на выставочные пути, содержащих список вагонов, возвращенных на выставочные пути,  род груза, а также подготовка и передача перевозчику  уведомления о готовности сформированного состава вагонов к уборке (пункты 2.2.17 и 2.2.18 договора), и возврат вагонов на выставочные пути (п. 2.2.19).

Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что ответчик оплачивает ОАО «Российские железные дороги» плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, рассчитанную:

- за время с момента приема вагонов от перевозчика до момента возвращения вагонов на выставочные пути и сдачи их перевозчику,

- в ведомостях подачи и уборки вагонов, подготовленных перевозчиком и подписанных комбинатом без возражений либо на согласованную сумму на основании памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов на выставочные пути, актов общей формы.

Пункт 5.3 договора устанавливает, что комбинат несет ответственность перед перевозчиком в соответствии со статьями 62 и 99 УЖТ РФ.

Ответственность в виде уплаты штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, наступает при задержке вагонов более 24 часов по истечении технологического срока оборота вагонов, который указан в приложении № 1 к договору и составляет:

-  при выгрузке грузов с рудой нефелиновой 9 часов, с углем летом 10 часов, с углем зимой 21 час, прочих грузов 19 часов;

- при погрузке грузов с глиноземом 52-80 вагонов 36 часов, с глиноземом до 52 вагонов 30 часов, прочих грузов на экспорт 30 часов, прочих грузов по России 30 часов.

Как указано в приложении, технологический срок оборота вагонов увеличивается на время выполнения дополнительных операций: очистку порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки не более 6 часов; очистку, мойку, сушку порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки не более 48 часов; размораживание (разогрев) грузов в вагонах не более 11 часов.

Представленными в материалы дела памятками приемосдатчика №№ 310, 217, 318, 206, 317, 133, 374, 265, 433, 329, 458, 370, 479, 459, 480, 332, 47, 48, 494, 264, 497, 401, 422, 508, 430, 540, 465, 530, 524, 331 подтверждаются факты нахождения у ответчика вагонов, указанных в расчете истца, свыше сроков, установленных соглашением сторон и частью 2 статьи 99  УЖТ РФ. Расчет времени задержки вагонов представлен истцом в материалы дела (л.д.34-149).

В связи с задержкой вагонов ответчиком  истец начислил штраф в размере 164 400 рублей.

Представителями истца и ответчика подписаны ведомости подачи и уборки вагонов                  №№ 5222, 5206, 5200, 5125, 5193, 5117, 5119, 5175, 5172, 5225, 5226, 5223, 5204, 5221, составленные на основании перечисленных памяток. В ведомостях представители ответчика указали, что сумма начисленного штрафа за задержку полувагонов не согласована.

В перечисленных выше ведомостях содержатся отметки о составлении актов общей формы № 611, 612, 613, 615, 616, 617, 618, 619, 620, 621, 622, 623, 624, 625.     

Истцом в адрес ответчика направлены уведомления №№  603, 601, 599, 595, 598, 593, 594, 597, 596, 606, 605, 604, 600, 602 о начисленной сумме штрафа в размере 426 200 рублей.

В связи с неоплатой ответчиком суммы начисленного штрафа в размере 426 200 рублей истец обратился в суд первой инстанции с настоящим иском.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся  в обжалованном  судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражным судом  первой инстанции норм материального права и соблюдения норм  процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации  судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований  и возражений.

Статьей 8 Гражданского кодекса  Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

Между истцом (перевозчиком), ОАО «В-Сибпромтранс» (владельцем пути необщего пользования) и ОАО «АГК» (комбинат) заключен договор от 01.02.2006 № Д 2006/0060/Т-2/127, связанный с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу, погрузкой выгрузкой вагонов комбинатом.

Правоотношения по указанному договору регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и  Уставом  железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.

Согласно статье 99 Устава, за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

Статьей 100 Устава предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.

Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.

В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Согласно Инструкции по ведению станционной и коммерческой отчетности в пункте 3.5 в графе «время выполнения операции» указывается: при подаче вагонов локомотивом железной дороги - время подачи к месту грузовых операций; а при подаче к месту грузовых операций локомотивом грузоотправителя, владельца путей необщего пользования — время передачи вагонов на выставочном пути. Таким образом, применительно к ситуации, когда вагоны подаются локомотивом, принадлежащим владельцу железнодорожного пути необщего пользования, законодатель определил понятие времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой как время с момента передачи вагонов на выставочные пути владельцу железнодорожного пути необщего пользования до момента возвращения этих вагонов перевозчику на выставочные пути.

Данный порядок исчисления времени нахождения вагонов (контейнеров) под погрузкой

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010 по делу n А33-20621/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также