Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу n А33-16724/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

Дело № А33-16724/2009

г. Красноярск

12 марта 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии представителей:

заявителя – Кузнецовой Н.А. по доверенности от 31.12.2009 №Д-16/10,

Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю – Гнединой А.Ю. по доверенности от 14.01.2010 №17,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

на решение  Арбитражного суда Красноярского края

от «16» декабря 2009 года по делу  № А33-16724/2009, принятое судьей Чурилиной Е.М.,

установил:

открытое акционерное общество «Аэрофлот - российские авиалинии» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительными решения от 21 июля 2009 года №8383 и предписания от 21 июля 2009 года №8384 по делу №002-10-09.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «16» декабря 2009 года по делу              № А33-16724/2009 заявление  удовлетворено.

Не согласившись с данным решением, антимонопольный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе антимонопольный орган ссылается на следующие доводы:

- суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что на общество не распространяется действие приказа Департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края от 14.07.2008 №194п в связи с тем, что общество не осуществляет авиаперевозки пассажиров по местным воздушным линиям; то обстоятельство, что общество осуществляет авиаперевозку пассажиров по маршруту Красноярск – Норильск, Норильск – Красноярск, используя воздушные трассы, не свидетельствует о том, что указанный приказ на общество не распространяется;

- вывод суда первой инстанции о том, что общество выполняет пассажирские перевозки по маршруту Красноярск – Норильск, Норильск – Красноярск, которые не являются ни местными воздушными линиями, ни местными авиалиниями, нормативно не обоснован, не соответствует обстоятельствам дела и противоречит имеющимся в деле доказательствам;

- термин «местная авиалиния» употреблен в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №329 в значении маршрута воздушной перевозки, пункт отправления, промежуточный пункт, пункт назначения которой находятся в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

- с антимонопольного органа необоснованно взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Открытое акционерное общество «Аэрофлот - российские авиалинии» зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный  реестр юридических лиц  внесена запись за основным государственным регистрационным номером  1027700092661.

Антимонопольным органом в отношении общества возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 002-10-09 по заявлению гражданина Петрова М.М. на действия общества, выразившиеся в неправомерном завышении цен на авиаперевозки по маршруту Красноярск – Норильск, Норильск – Красноярск.

Решением антимонопольного органа от 21.07.2009 №8383 по делу  № 002-10-09 общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального за­кона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при формировании цен на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск – Норильск, Норильск - Красноярск за периоды: октябрь – декабрь 2008 года, январь - март 2009 года.

На основании указанного решения 21.07.2009 антимонопольный орган выдал обществу предписание №8384, которым предписано прекратить нарушение установленного    нормативными    актами    порядка ценообразования при оказании услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск, а также в срок до 20.09.2009 перечислить в федеральный бюджет сумму излишне полученной выручки за период декабрь-октябрь 2008 года, январь-март 2009 года от реализации услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск вследствие неправомерного завышения предельного тарифа, установленного приказом Департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края от 14.07.2008 № 194п «Об установлении предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск».

Общество с решением от 21.07.2009 по делу № 002-10-09 и выданным на его основании предписанием не согласно, считает их несоответствующими нормам действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы общества, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения и предписания недействительными.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Предметом спора в настоящем деле являются решение антимонопольного органа от 21.07.2009 №8383 по делу №002-10-09, в соответствии с которым  общество признано нарушившим статью 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», и предписание от 21.07.2009 №8384 по делу №002-10-09 о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Удовлетворяя заявление общества о признании незаконными и отмене оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, суд первой инстанции исходил из того, что общество осуществляет перевозки пассажиров по маршруту Красноярск – Норильск, Норильск - Красноярск по воздушным трассам;  антимонопольным органом не доказан факт осуществления обществом перевозок пассажиров по местным авиалиниям.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными в силу следующего.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом  Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в полномочия антимонопольного органа входит, в том числе, возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, оспариваемые решение и предписание вынесены уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.

В силу статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» сферой применения настоящего Федерального закона являются  отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют, в том числе, российские юридические лица.

Часть 1 статьи 10 указанного закона содержит запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» является установление антимонопольным органом обстоятельств, свидетельствующих о действиях (бездействии) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе,  ущемление интересов других лиц.

Из содержания  части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что указанный в данной статье перечень запрещенных действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, не является исчерпывающим. Следовательно, любые действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, не указанные в данной статье, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, могут быть признаны запрещенными.

Из оспариваемого решения антимонопольного органа от 21.07.2009 №8383 по делу №002-10-09 следует, что в качестве противоправных действий обществу вменяется злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по авиаперевозке пассажиров.

Согласно аналитическому отчету от 06.07.2009 «Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг перевозки пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск», подготовленному должностными лицами антимонопольного органа, доля открытого акционерного общества «Аэрофлот - российские авиалинии» на рынке перевозок пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск-Норильск, Норильск-Красноярск за период с октября 2008 года по март 2009 года составила более 35 процентов,  что в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О защите конкуренции» (в редакции, действующей в спорный период)  свидетельствует о наличии доминирующего положения общества на указанном товарном рынке.           

Как следует из материалов дела, в период с 04.09.2008 по 31.03.2009 общество при осуществлении деятельности по авиаперевозкам пассажиров по маршруту Красноярск-Норильск-Красноярск применяло тарифы экономического класса  в размере от 3000 рублей до 16800 рублей в одну сторону.           

Согласно справке общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» открытым акционерным обществом «Аэрофлот - российские авиалинии» произведены самолетовылеты из аэропорта «Красноярск» в г. Норильск в период с 01.09.2008 по 31.12.2008 в количестве 71 рейса; в период с 01.01.2009 по 30.04.2009 - в количестве 50 рейсов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях отнесены к услугам, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.09.2001 №670-П «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» утвержден Перечень регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае, согласно пункту 3.1 которого  к  услугам, цены и тарифы на которые регулируются Правительством Красноярского края, отнесены перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.1 Положения о Департаменте экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края, утвержденного постановлением Совета администрации Красноярского края от 16.08.2007 №351-п (действующего в спорный период), Департамент является органом исполнительной власти Красноярского края, в компетенцию которого входит осуществление нормативного правового регулирования, в том числе, по  вопросу  государственного регулирования цен (тарифов) на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским,

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.03.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также