Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 по делу n А33-18134/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«27» января 2010 года Дело № А33-18134/2009 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления принята «27» января 2010 года. Полный текст постановления изготовлен «27» января 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бычковой О.И., судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П. без участия представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 ноября 2009 года по делу № А33-18134/2009, принятое судьей Севастьяновой Е.В., установил:
индивидуальный предприниматель Бушина Наталья Викторовна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28 августа 2009 года №1308. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 ноября 2009 года заявление удовлетворено. Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе административный орган ссылается на следующие доводы: - плательщики ЕНВД не исчисляют сумму налога на основе данных учета доходов и расходов, поскольку применяют упрощенную систему налогообложения; предприниматель, как плательщик ЕНВД, не обязан вести книгу учета доходов и расходов; - в федеральном законодательстве отсутствуют нормы, освобождающие предпринимателей от соблюдения Порядка ведения кассовых операций; - в соответствии с Указаниями Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 №1843-У и письма Центрального банка Российской Федерации от 17.07.2006 №08-17/2540 Порядок ведения кассовых операций распространяется и на предпринимателей; - заявитель не представил в суд ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд; в решении суда первой инстанции отсутствует вывод о восстановлении пропущенного срока на обжалование. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя и административного органа, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления №№60500, 60499). Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора. Индивидуальный предприниматель Бушина Наталья Викторовна зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 306244234500014, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе, по розничной продаже товаров. Административным органом 21.08.2009 проведена проверка индивидуального предпринимателя Бушиной Н.В. по вопросам соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с 01.07.2009 по 21.08.2009 в магазине «Скарлетт», расположенном по адресу: п. Шушенское, ул. Первомайская, 44. В ходе проверки административным органом установлено и отражено в акте проверки от 21.08.2009 № 339, что в нарушение пунктов 3, 22, 23, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком России 22.09.1993 № 40, предпринимателем не ведется кассовая книга. Выявленный факт расценен как неоприходование в кассу наличных денежных средств в размере 711 230,90 рублей, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 21.08.2009 № 1309. Постановлением от 28.08.2009 № 1308 предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей. Предприниматель с данным постановлением не согласен, считает его не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы последнего, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления. Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Как следует из материалов дела, предприниматель оспаривает постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Красноярскому краю по делу об административном правонарушении от 28.08.2009 №1308. Согласно протоколу об административном правонарушении от 21.08.2009 №1308 и постановлению от 28.08.2009 №1308, в качестве административного правонарушения предпринимателю вменяется нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неприходовании в кассу денежной наличности. Удовлетворяя требование предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления от 28.08.2009 №1308, суд первой инстанции исходил из того, что Порядок ведения кассовых операций, утвержденный Центральным Банком России 22.09.1993 №40, не распространяется на предпринимателей; законные основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности отсутствуют. Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции обоснованными и правомерными в силу следующего. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Как следует из материалов дела, административным органом 21.08.2009 проведена проверка индивидуального предпринимателя Бушиной Н.В. по вопросам соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. В ходе проверки установлено, что кассовая книга предпринимателем не ведется, что, по мнению налогового органа, является нарушением пунктов 3, 22, 23, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком России 22.09.1993 № 40. Выявленный факт расценен административным органом как неоприходование в кассу наличных денежных средств в размере 711 230,90 рублей, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 21.08.2009 № 1308 и вынесено постановление от 28.08.2009 № 1308 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком России 22.09.1993 № 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.98 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Согласно пункту 2 Постановления №88 указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Учитывая, что Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации определен круг организаций, на которые распространяется действие данного нормативного правового акта (предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности), судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что указанный Порядок на предпринимателей не распространяется, обязанность индивидуальных предпринимателей вести кассовую книгу Порядком не предусмотрена. На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет как нормативно необоснованный довод административного органа о том, что в федеральном законодательстве отсутствуют нормы, освобождающие предпринимателей от соблюдения Порядка ведения кассовых операций. Как следует из акта проверки от 21.08.2009 № 339, предприниматель осуществляет наличные денежные расчеты с применением контрольно-кассовой машины ЭКР-2102 К, заводской номер 1623312, зарегистрированной в налоговом органе 06.02.2008. Согласно данным фискального отчета сумма выручки, полученная с применением контрольно-кассовой техники за проверяемый период, составила 711 230,90 рублей, указанная сумма выручки отражена в журнале кассира-операциониста, расхождений не установлено. Таким образом, предприниматель производил прием наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением с применением контрольно-кассовой машины, что отражалось им в журнале кассира-операциониста, форма которого утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». Данные этого журнала учитывались предпринимателем при ведении книги доходов и расходов. Расхождения показаний фискальной памяти с данными журнала кассира-операциониста налоговым органом в ходе проверки не выявлено. В данном случае отсутствие у предпринимателя кассовой книги не означает неоприходование денежных средств, поскольку у предпринимателя отсутствует установленная нормативно-правовыми актами обязанность по ведению кассовой книги. Следовательно, состав административного правонарушения отсутствует. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что правовых оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у административного органа не имелось. Доводы апелляционной жалобы о том, что плательщики ЕНВД не исчисляют сумму налога на основе данных учета доходов и расходов, поскольку применяют упрощенную систему налогообложения; предприниматель, как плательщик ЕНВД, не обязан вести книгу учета доходов и расходов, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности. Ссылка налогового органа на Указания Центрального Банка Российской Федерации от 20.06.2007 №1843-У и письмо Центрального Банка Российской Федерации от 17.07.2006 №08-17/2540 в качестве нормативно-правовых актов, распространяющих действие Порядка ведения кассовых операций на предпринимателей, является несостоятельной. Как правильно указал суд первой инстанции, приведенные акты разъясняют, в каких случаях производятся расчеты наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и не содержат указаний обязательного исполнения предпринимателями требований Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.01.2010 по делу n А74-2294/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|