Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по делу n А33-12758/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Красноярск

Дело №

А33-12758/2009

«22» января  2010 г.

Резолютивная часть постановления объявлена «15» января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен «22» января 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.,

судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии представителей:

заявителя –  Зайцева А.А. по доверенности от 11.07.2008 №3135,

Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации  города Красноярска – Аксаментова Д.М. по доверенности от 30.12.2009 №80,

Управления архитектуры администрации  города Красноярска – Ситниковой Т.А. по доверенности от 05.02.2009 №1530,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры администрации  города Красноярска

на решение  Арбитражного суда Красноярского края

от «13» октября 2009 года по делу  № А33-12758/2009, принятое судьей Альтергот М.А.,

установил:

индивидуальный предприниматель Брус Александр Иванович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании незаконным действия, выразившегося в письменном отказе от 18 июня 2009 года №32992 в предоставлении за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700188:698, площадью 2 267 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Полтавская, 38, стр. 6.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечено Управление архитектуры администрации  города Красноярска.

 Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2009 года по делу А33-12758/2009 заявление  удовлетворено.

Не согласившись с данным судебным актом, Управление архитектуры администрации  города Красноярска обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.

В апелляционной жалобе управление указало, что испрашиваемый к выкупу земельный участок частично расположен за границей красных линий; передача в собственность земельного участка приведет к нарушению прав третьих лиц; оспариваемый отказ в предоставлении в собственность земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации  города Красноярска представил пояснения на апелляционную жалобу, в которых считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, доводы апелляционной жалобы обоснованными.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

  Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Брус Александр Иванович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя,  в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304246432100152.

Предпринимателю Брусу А.И. принадлежит на праве собственности нежилое здание (лит. В25, В26, В46, В47), условный номер: 24:50:07164:0001:13271.6, площадью 1601.40 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Полтавская, д. 38, строение 6, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 14.07.2005 серии 24ДЩ № 000477.

На основании договора аренды земельного участка от 13.11.2008 № 2876 Брус А.И. явля­ется арендатором без права ремонта зданий с увеличением степени капитальности конструк­ций земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов с кадастровым но­мером 24:50:0700188:698, находящегося по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Полтавская, 38, строение 6.  Срок аренды установлен с 09.06.2008 по 08.06.2013 (пункты 1.1, 2.1 договора от 13.11.2008 № 2876). Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 03.12.2008, номер регистрационной записи 24-24-01/209/2008-61.

Границы указанного арендуемого земельного участка (кадастровый номер 24:50:0700188:698) отражены в кадастровом паспорте № 243У/08-39427-9-3134 от 07.10.2008.

Согласно сведениям о земельном участке от 11.02.2009 № 2049, занимаемом нежилым зданием по адресу: ул. Полтавская, д. 38, стр. 6, размещение объекта не соответствует гене­ральному плану города, разработанному до 2020 года, утвержденному решением Краснояр­ского городского Совета от 30.03.2001 № В-23, участок частично расположен за границей красных линий.

Брус А.И. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отноше­ний администрации города Красноярска с заявлением от 21.04.2009 о предоставлении в соб­ственность за плату с оформлением договора купли-продажи земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0700188:698, площадью 2267 кв.м., по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Полтавская, д. 38, стр. 6.

Письмом от 18.06.2009 № 32992 департамент отказал Брусу А.И. в предоставлении в соб­ственность за плату испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок, а также существующее на нем строение частично расположены за границами красных  линий.

Предприниматель считает отказ в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий на праве собственности объект недвижимости,  не соответствующим действующему  законодательству, нарушающим права и законные интересы предпринимателя,  в связи с чем, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве материально-правового предприниматель Брус А.И. заявил требование о признании незаконным действия, выразившегося в письменном отказе от 18 июня 2009 года №32992 в предоставлении за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700188:698, площадью 2 267 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Полтавская, 38, стр. 6.

Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дела о признании незаконным действия (бездействия) органа местного самоуправления  арбитражный суд проверяет оспариваемое действие (бездействие)  на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие соответствующих полномочий, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие (бездействие)  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным суд должен установить наличие двух условий:

-  оспариваемое действие (бездействие)  не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемое действие (бездействие) нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 1 указанного закона к органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К вопросам местного значения  относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации,  предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктами 1.1 и 3.13 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного  Постановлением администрации города от 15.02.2005  №55/1, Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска. Для выполнения возложенных задач Департамент выполняет, в том числе, функции по продаже земельных участков в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.

Таким образом, Департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении расположенных на территории города Красноярска муниципальных земель в собственность заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации  граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением, в том числе, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.

Как следует из материалов дела, предпринимателю Брусу А.И. принадлежит на праве собственности нежилое здание (лит. В25, В26, В46, В47), условный номер: 24:50:07164:0001:13271.6, площадью 1601.40 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Полтавская, д. 38, строение 6, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 14.07.2005 серии 24ДЩ № 000477.

Брус А.И. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отноше­ний администрации города Красноярска с заявлением от 21.04.2009 о предоставлении в соб­ственность за плату с оформлением договора купли-продажи указанного земельного участка.

Письмом от 18.06.2009 № 32992 департамент отказал Брусу А.И. в предоставлении в соб­ственность за плату испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок, а также существующее на нем строение частично расположены за границами красных  линий.

Согласно пунктам 1, 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В пункте 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» также установлено, что отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по делу n А33-10803/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также