Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу n А33-11326/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«19» января 2010 года

Дело №

А33-11326/2009

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «14» января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен  «19» января 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Бычковой О.И., Дунаевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии:

от заявителя: Шилкиной О.В. – представителя по доверенности от 29.06.2009,

от ответчика: Шалавина И.Г., представителя по доверенности от  28.12.2009 № 142,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива Н»

на решение Арбитражного суда  Красноярского края

от «19» октября  2009 года по делу №  А33-11326/2009, принятое судьей Петракевич Л.О.,

 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива Н» (далее по тексту – ООО «Альтернатива Н», общество, заявитель ) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению «Красноярское региональное отделение Федерального фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала №6 «Советский» (далее по тексту – Фонд, ответчик) о признании незаконным бездействия ответчика по выделению средств на возмещение 115 151,93 рублей расходов на выплату пособия по беременности и родам и единовременного пособия при постановке на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности; обязании ответчика выделить 115 151,93 рублей денежных средств на возмещение расходов на выплату пособия; взыскании 3800 рублей расходов за составление искового заявления.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.10.2009 в удовлетворении требований общества отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, мотивированной  следующими доводами:

-    общество подтвердило первичными документами обоснованность начисления работнику ООО «Альтернатива Н» Ващенко И.В. единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособия по беременности и родам, исходя из фактического заработка работника,

-    введение в штатном расписании должности менеджера с установлением должностного оклада в размере 25 000 рублей обусловлено увеличением объема работ.

Фонд представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 19.10.2009 считает законным и обоснованным, поскольку спорные расходы общества экономически необоснованны и документально не подтверждены.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива Н» зарегистрировано 30.06.2005 за основным государственным регистрационным номером 1052465078434.

15.05.2009 ООО «Альтернатива Н» обратилось в государственное учреждение «Красноярское региональное  отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в лице Филиала №6 (Советский) с заявлением о возмещении расходов на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособия по беременности и родам в сумме 129 034.39 рублей.

Государственным учреждением «Красноярское региональное  отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в лице Филиала №6 (Советский) проведена камеральная  проверка общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива Н» по вопросам обоснованности расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации на цели обязательного социального страхования, произведенные страхователем.

В результате камеральной проверки Фондом установлено необоснованное произведение обществом расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию (единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособия по беременности и родам) в сумме 115 151.93 рублей. Результаты камеральной проверки отражены в акте № 923 от 15.05.2009.

27.05.2009 ООО «Альтернатива Н» представлены в Фонд возражения на акт проверки.  Письмом от 02.06.2009 (исх. №01-20/05/6132) Фонд уведомил ООО «Альтернатива Н» о непринятии возражений общества.

Считая, что бездействие государственного учреждения «Красноярское региональное  отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в лице Филиала №6 (Советский) по выделению средств на возмещение 115 151.93 рублей расходов на выплату пособия по беременности и родам и единовременного пособия при постановке на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на ос­нове состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного про­цессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно до­казать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полно­мочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездей­ствия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, реше­ния, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия фонда, выраженного в отказе возместить обществу расхо­ды по обязательному социальному страхованию в сумме 115 151,93 руб., суд первой инстанции исходил из того, что действия общества направлены на создание искусственной, экономически необоснованной ситуации с целью получения компенсационной выплаты по социальному страхованию.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7, подпунктами 7 и 10 пункта 2 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) материнство является одним из видов социального страхования, страховым обеспечением которого являются пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Общество, являясь страхователем наемных работников, в соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.

Согласно статье 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств. Вместе с тем, по пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон N 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статьей 3 указанного Федерального закона N 81-ФЗ установлены такие виды государственных пособий, как: пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие государственному социальному страхованию. Выплаты указанного пособия производятся за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 4, 6 Федерального закона N 81-ФЗ).

В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов и устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании, - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

Исходя из положений статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

В силу подпункта "а" пункта 12 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865, основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, является листок нетрудоспособности.

Согласно статьям 4.2, 9, 10 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), имеют право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам в размере 300 рублей с учетом индексации и районных коэффициентов к заработной плате.

Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. В силу статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ  от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации либо не подтверждены документально.

Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государ­ственного социального страхования Российской Федерации; денежные средства и иное иму­щество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью.

Исходя из пункта 18 Положения расходы по государственному социальному страхова­нию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные докумен­тами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудо­способности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также сум­мы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установ­ленном порядке.

С учетом изложенных норм, для  получения страхового возмещения  работодатель  обязан документально подтвердить следующие обстоятельства:

- наличие трудовых отношений с работником (застрахованным лицом);

- наступление страхового случая;

-

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 по делу n А33-13018/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также